ПРОЕКТ "ДОБРОПОЛЬСКИЙ ДИЗЕЛЬ" Неофициальный сайт железных дорог Донбасса
Железнодорожная инфраструктура Донбасса глазами пассажиров и просто путешественников...
ГЛАВНАЯ
HOME PAGE
ИСТОРИЯ
СХЕМА
ЖД-ЛИНИИ
СТАНЦИИ
РАСПИСАНИЕ
ПРИГОРОДНЫХ
ПОЕЗДОВ

ФОТОГАЛЛЕРЕЯ
РАССКАЗЫ О
ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГАХ
ДОНБАССА

НАШИ ВСТРЕЧИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ВОПРОСЫ
РАЗВИТИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА

ФОРУМ
"Пост Ворскла"

Транспортный
форум Украины

Обратная связь
ССЫЛКИ

Поездка любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск - Дубово
Данные о существовании линии Красноармейск - Дубово в 30-40-х гг. ХХ в.
Сайт управляется системой uCoz
ИСТОРИЯ ЗАКРЫТИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СООБЩНИЯ В ДОБРОПОЛЬЕ  



           В начале 80-х гг. начался настоящий бум на пригородные поезда, поскольку народ начал массово ездить на дачные участки. Еще с 70-х гг. железная дорога Красноармейск – Доброполье – Лозовая была знаменита своими "народными" пригородными и местными маршрутами: № 697/698 (6695/6696-6697/6698) Попасная - Доброполье (через Никитовку, Донецк, Рою, Красноармейск со сменой бригады по Ясиноватой) и № 659/660 Иловайск – Лозовая (через Донецк, Рою, Красноармейск). Последний "по просьбам трудящихся" c cредины 70-х гг. заходил в Кураховку, а с конца 80-х гг. – и в Доброполье.

           Поезд Иловайск – Лозовая – Иловайск был популярен среди тех, кому надо было рано попасть в Донецк, и вернуться засветло. Также на нем ездили и возили товары на базар города Горняк из Кураховки утром, а возвращались на автобусе. Поезд № 9 из Москвы прибывал в Донецк в 11 часов, а Иловайск - Лозовая уходил в 15 часов, можно было ехать на автовокзал или ждать 4 часа поезда. На поезд № 10 в Москву в 16 часов многие пересаживались с поезда из Доброполье – Попасная, который приходил в Донецк тоже в 15 часов. Поезд Попасная – Доброполье – Попасная был популярен так же для тех, кто утром ехал из Донецка, а днем возвращался в город, а для Доброполья он был долгое время единственным ежедневным.

           Кроме "долгоиграющих" дизельпоездов ходили "петушки" (1-3 вагона под ЧМЭ3) Красноармейск – Дубово, Красноармейск – Кураховка, Красноармейск – Мерцалово - Доброполье. Из надежных источников известно так же, что были пассажирские дальние поезда (вероятно, сезонные) на участке Рутченково - Цукуриха - Красноармейск и в Доброполье, но их расписания я пока не достал. Мне нелегко писАть об этом, поскольку пришлось воочию наблюдать закат рокады - я жил в этих местах. С 1984-85 гг. я видел все эти составы, как и многочисленные грузовые. А до 1992-1993 гг. на станциях направления работало багажное отделение! Давайте обо всем по-порядку...

           Давайте проанализируем каждую из пар пригородных поездов лозовского направления. На рокаде было негласное правило: поезда из Дубово при встрече с поездами в Дубово, пропускали последних.
1). 13.30 Иловайск - 22.00/1.00 Лозовая - 8.30 Иловайск. Рационально заполнен был прямой рейс, т.к. был подвязан к электропоезду на Харьков (читай - на рынок). На обратном рейсе поезд был лишь хорошим вариантом попадания из Лозовой в Донецк к утру; от Лозовой до Цукурихи он шел полупустой, а в Доброполье заходил только когда ехал на Лозовую.
2). 6.30 Красноармейск - 9.20/9.50 Дубово - 13.50 в выходные дни и каникулярное время (15.20 в дни учебы в школе) Красноармейск. Этот поезд был сетеобразующим, т.е. для утреннего выезда и дальнейших пересадок на Харьков, Полтаву. Так же эта пара использовалась для перевозки учеников между селами Добропольского района и школой в Новодонецком (ст. Легендарная). От Легендарной в Александровку и обратно люди ездили на работу.
3). 8.00 Легендарная - 9.40 Красноармейск. На Легендарную шел прицепным вагоном "Ученический" с предыдущей парой, далее вагон шел в Красноармейск, подхватывая пассажиров, не успевших на утренние автобусы. Т.е. предыдущая пара шла в Дубово под 2 локомотивами ЧМЭ3 до Легендарной, далее 1 вагон шел под ЧМЭ3 на Красноармейск. Все бы хорошо, но "петушки" обслуживали добропольские локомотивы. Далее продолжите сами.
4). 15.50 Красноармейск - 18.50/19.10 Дубово - 22.00 Красноармейск. Поезд был больше заполнен на обратном рейсе, поскольку был подвязан по Дубово к электропоезду из Харькова, везущему людей с рынка. На прямом рейсе его заполняемость была так же высокой - ок. 80 %, поскольку на него попадали пассажиры с рынка или трудового дня в Красноармейске. 22.30-23.00 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Поезд был рационально заполнен на обратном рейсе, поскольку вез пассажиров из Александровки - Новодонецкого на работу или рынок в Красноармейск в самое время бума на автобусы. На прямом рейсе в нем дышалось просторно - можно было спать на нижних полках.

           Кстати, о «правиле». В связи с ним, на линии Красноармейск – Дубово был замечен ряд курьезных случаев, поскольку график 4 пар пригородных поездов не укладывался без разминовки последних по грузовым станциям, т.е. с одним перроном. Все станции на участке Красноармейск - Дубово, кроме Мерцалово, не были предназначены для разминовки пассажирских составов. Да и сейчас то же положение дел, только станций меньше. Сейсас "одноперронные" станции - Родинская, Легендарная и Золотые Пруды, ранее еще были Облачный и Ветерок. Так вот, практически каждая из "одноперронных" станций успела поучаствовать в "маскараде" под условным названием "Пропусти ближнего". Поезда, идущие на Дубово, имели преоритет перед поездами, идущими на Красноармейск. Поезд, который следовал на Красноармейск, прибывал на первый путь, высаживал желающих, и становился на грузовой путь. В это время поезд, следующий на Дубово, проследовал с одноминутной остановкой по первому пути. После этого поезд, что на Красноармейск, обратно подходил на первый путь, и после непродолжительной стоянки отправлялся "по своим делам". Время маневров составляло 20-40 минут. Видел такие маневры (в расписании и воочию) на Родинской, Облачном и Легендарной.

           В 1993 г. отменили пару Иловайск - Лозовая - Иловайск, точнее сократили ее до Красноармейска, немного перекаверкав расписание - теперь в Красноармейск он прибывал в 22.00 (одно время пару Иловайск - Красноармейск - Иловайск переводили в разряд летних). Практически по расписанию дизеля (естественно, без захода в Доброполье) пустили "петушок" Красноармейск - Дубово. Иными словами, волну (маршрут с пересадками) из Донецка в Лозовую разорвали. В 1994 г. временно отменяли поезд Красноармейск - Дубово, тот что из Красноармейска в 22.30.

           В 1994 г. почти та же участь постигла и попаснянскую пару, с разницей того, что дизельпоезд в Доброполье следующие 4 года ходил не из Попасной, а из Иловайска; имелись пары Иловайск - Доброполье - Макеевка-Грузовая - Донецк-2 - Иловайск. В 1994 г. из Красноармейска в Доброполье пустили по одновагонному "петушку" утром и вечером (говорят, для перевозки рабочих, но пассажиры их не гнушались тоже). Увеличение количества "коротких" маршрутов пригородных поездов в начале 90-х гг. пришлось как нельзя кстати: стремительно обедневшее население предпочло "петушки" подорожавшим и ходившим нерегулярно автобусам.

           Итак, вместо дизельпоезда Лозовая - Иловайск имели пару "петушков" Красноармейск - Дубово - Красноармейск и дизельпоездов Иловайск - Красноармейск - Иловайск. Вместо Доброполье - Попасная - пару дизельпоездов Иловайск - Доброполье - Макеевка-Груз. - Донецк-2 - Иловайск и Попасная - Донецк - Попасная. Со временем разорвалась и попаснянская волна - поезд Доброполье - Макеевка приходил в Донецк через час после отправления дизельпоезда на Попасную. Да, чуть не забыл о кураховском направлении. В 1995 г. к трем существующим парам Красноармейск - Кураховка (из Красноармейска соответственно в 6.30, 13-15.30 и 18.30) добавилась пара, отправляющаяся из Красноармейска в 2.00. На обратном рейсе "петушок" вез на работу жителей Кураховки, Горняка и Селидово в целом. Как потом увидим, эта пара сыграла не последнюю роль в увядании пригородного движения на участке Красноармейск - Дубово. Рейсы на 2.00, 6.30, 13-15.30 выполнялись 2-вагонным составом, потом этот поезд в 18.40 выполнял рейс на Дубово (обратно в Красноармейск прибывал в 1.30); рейс в 18.30 выполнялся 1 вагоном, утром следующим из Легендарной.

           В феврале 1996 г. отменили поезд Донецк - Попасная, создав дополнительную пересадку на сим маршруте по Никитовке. В июне 1996 г. отменили, на сей раз навсегда, рейс 22.30 Красноармейск - 1.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск. Для спасения положения лучше было бы назначить пару 18.40 Красноармейск - 21.30/3.00 Дубово - 5.40 Красноармейск, которая была бы рационально заполнена на обеих направлениях, но это были кураховские вагоны, нужные в 4 часа по Кураховке.

           В 1996 г. завершилось эпизодическое движение между Добропольем и Легендарной по шахтной линии через Лунную. Если в 80-х гг. был ежедневный рейс Иловайск - Доброполье - Лозовая, то в 90-х гг. раз в 2 года во время ремонта участка Мерцалово - Легендарная по линии Доброполье - Легендарная пускали дубовские "петушки". Потеряв запасной ход, перестали проводить в достаточных объемах ремонты основного хода. За последние 15 лет время следования от Красноармейска до Дубово увеличилось примерно на час.

           В 1997 г. страну поразил глубочайший топливный кризис: поезда массово отменялись, многие навсегда, многие на зиму. Такая ситуация повторилось в 1998 г., когда сократили пару Иловайск - Доброполье до Красноармейска, пустив дополнительный "петушок" Красноармейск - Доброполье, согласованный с иловайским дизельпоездом. Добропольский дизельпоезд прекратил свое существование. Зимой 1999-2000 гг. иловайские дизельпоезда вообще ходили по дням (от 2 до 5 дней в неделю). За 1996-99 гг. отменили 2 из 4 пар "петушков" Красноармейск - Дубово, которые, справедливости ради сказать, особо не страдали отсутствием пассажиропотока. Волны пригородных поездов на Харьков и на Купянск стали неудобными.

           Что характерно, годы 1996-97-й стали началом бума на автобусы и маршрутки вдоль рокады и на других пригородных и междугородных рейсах. Намек понятен, кому ДонЖД отдала своих пассажиров? Последние 10 лет характерны для Донецкой ЖД падением пассажиропотока в пригородных поездах в 1,5-2 раза. Это связано с рядом причин. Во-первых, с середины 90-х гг. наблюдаются попытки увеличения числа автобусов и (о, нет!!!) микроавтобусов на маршрутах. Они-то и отобрали львиную долю пассажирооборота у ЖД-транспорта благодаря следующим причинам. Касательно направления Донецк - Александровка, в 1997 г. сделаны первые попытки (правда, неудачные) запуска дополнительных вечерних рейсов автобусов Донецк - Белозерское. Несколько таких попыток таки привели в 2000 г. к увеличению числа авторейсов Красноармейск - Белозерское. Дальше начали внедрять маршрутки.

           28 мая 1998 г. из Доброполья отправился последний дизельпоезд на Донецк - Макеевку-Грузовую. Таким образом, Донецкая ЖД удешевила обслуживание направления Донецк - Цукуриха - Красноармейск: дизельпоезд теперь обслуживала одна бригада вместо двух (т.е. от Иловайска до Доброполья через Рою расстояние больше 150 км). Все же, разрыв прямого ЖД-сообщения между Донецком и Добропольем не мог не повлиять отрицательно на пассажиропоток направления.

           А события 2001 г. вообще ни в какие ворота не лезут! Тогда ковыряли участок Красноармейск - Мерцалово, а в графике были 2 пары пригородных поездов Красноармейск - Дубово (отправление из Красноармейска в 6.20 и 15.50) плюс прицепной вагон к утренней паре до Легендарной, который на обратном пути возвращался в Красноармейск как отдельный пригородный. На время ремонта был введен следующий график основного состава: 6.20 Красноармейск - 9.15/9.45 Дубово - 11.35/16.25 Мерцалово - 18.50/19.15 Дубово - 22.10 Красноармейск. То, что отменен заезд поезда в Красноармейск, т.е. фактически отсутствует самая востребованная пара в графике, взбудоражило многих, и донецкая ЖД "выручила" несчастных пассажиров: установила курсирование прицепного вагона Красноармейск - Мерцалово, прицепляемого затем к Дубовскому составу.

           Такие инновации вызвали неизбежную давку в прицепном вагоне. Помнится такая зарисовка из моего студенчества: забитый вагон с населенностью стоячих мест 5-6 человек на кв. метр, сидячие, естественно все заняты. Я с трудом пробираюсь к выходу, но тамбур забит не менее, чем проход в поезде. Проводница пытается открыть дверь, т.к. поезд прибыл на ст. Родинская (мой пункт назначения в 1995-2002 гг.), у нее ничего не получается - рукой некуда дергать, т.к. кругом тела терпеливых пассажиров. Наконец у проводницы появилось возможность дернуть дверь, но от резкого дерганья дверь придавила проводнице (пардон за интимные подробности) грудь. СтОит ли говорить после этого, что окончательно открывать дверь пришлось пассажирам? Руку на отсечение даю, что эта эпопея навсегда запомнилась многим пассажирам, и при первой же возможности они начали "линять" на автобусы и маршрутки Александровско-Лозовского направления! А тогда окончание ремонта многими было воспринято как благо, и в 2001-2007 гг. на участке наступило затишье. По крайней мере, как тогда казалось...

           Люди, начиная с 2002-2003 гг., массово "пересаживались" на шинокопытный транспорт. Он был быстрее (хоть стоил и дороже), и ходил чаще. Кроме того, он обеспечивал связь Александровки с Добропольем, чего не делал пригородный ЖД-транспорт с середины 80-х гг. С 1997 по 2007 гг. количество рейсов автобусов и маршруток на Добропольско-Александровском направлении увеличилось в 7 раз, а поездов - уменьшилось в 2 раза. Подливало масло в огонь отношение Донецкой ЖД к пассажирам в плане обеспечения пересадок в пригородном ЖД-сообщении. К примеру, начиная с 1996 г. утренний поезд Красноармейск - Дубово отправлялся из Красноармейска в 6.20, а электропоезд из Донецка, который мог быть потенциальным "наполнителем" Дубовского "экспресса" пассажирами, прибывал в Красноармейск в 6.25...6.35. Издевательство, да и только! Еще пример: электропоезд на Донецк отправлялся из Красноармейска в 15.15, а потенциальный его "клиент" из Дубово - Легендарной прибывал в 15.25...15.40! Что нужно при пятиминутном опоздании? Ждать следующего поезда нужного направления... от 3 до 10 часов!..

           Мне пришлось поездить в поездах данного направления в 1995-2003 гг., лицезреть пик пассажиропотока в них. Такому пику было множество причин, основная из которых - малое количество авторейсов вплоть до 2001 г. Населенность вагонов ЦМВ составляла в разные времена от 70 до 200 %. Если 2 последних купе в пассажирском вагоне были свободные - это был явно неудачный день для проводника и удачный для компании пассажиров, решивших уединиться для дружеской беседы. Особенно четко помню забитость утренней пары Красноармейск - Дубово от Легендарной до 26 км (Александровка) - люди ехалы на работу. Даже в 2004 г. пассажиропоток, не смотря на все издевательства руководства Донецкой ЖД, был относительно высоким: от Красноармейска до Легендарной - Александровки - в среднем 50 %, а далее до Дубово - ок. 20-30 %. И это при обилии автобусов и маршруток! Не думаю, что за 3 года он изменился в сторону уменьшения более 10 %! Однако, в марте 2007 г., как будет сказано ниже, вместо того, чтобы пересмотреть график движения поездов, назначить удобные пресадки на пригородные поезда Донецкого направления, учесть суточную миграцию населения на данном направлении, начали "убивать" то, что осталось!

           Сравним количество рейсов автобусов и пригородных поездов в 1996-97 гг. и весной 2007 г.
Из Донецка, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 1-2 автобуса + 1 дизельпоезд;
- до Александровки: 3-4 автобуса;
- до Лозовой: 0-1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 1996-97 гг.:
- до Доброполья: 2 "петушка" + 1 автобус (назначение: Краматорск); - до Белозерского: 3-4 автобуса;
- до Дубово: 3-4 "петушка".
Из Донецка, 2007 г.:
- до Доброполья: 12 автобусов и маршруток;
- до Белозерского: 3 автобуса и маршрутки;
- до Новодонецкого: 5-6 автобусов и маршруток;
- до Александровки: 4-5 автобусов и маршруток;
- до Лозовой: 1 автобус.
Дополнительно из Красноармейска, 2007 г.:
- до Доброполья: 6-7 автобусов и маршруток (назначение: Доброполье, Краматорск, Славянск, Харьков);
- до Белозерского: 13-15 автобусов и маршруток;
- до Новодонецкого: 1 "петушок";
- до Дубово: 1 "петушок".
Все бы хорошо, но автопарк Добропольского АТП, теперь монополиста в области пассажирских перевозок вдоль участка Красноармейск - Доброполье - Дубово, состоитпреимущественно из микроавтобксов (Газель, Мерседес, Фольц и пр.) и малых автобусов "Богдан". От Красноармейска до Новодонецкого автобус в "час-пик" забит (именно не заполнен, а забит) на 150-200 %, особенно такое положение дел наблюдается от Доброполья до Белозерского. Что там творится в выходные и праздники - ни в сказке сказать, ни пером описать. В нерабочие дни мне приходилось ездить только до Доброполья, но с уверенностью можно говорить, что направление в целом отсутствием пассажиропотока не страдает! Заполненность автобусов Красноармейск - Белозерское в "час-пик" такого же порядка, как и автобусов Донецк - Александровка. Т.е., пассажиропоток на направлении в целом большой, даже спрос намного превышает предложение. Что же тогда творится в пригородных поездах?

           Уровень доходов населения с конца 90-х гг. возрос, автобус стал по цене не таким уж и заоблачным. Да и дачников по этой же причине осталось мало, а это первые "клиенты" пригородных поездов. И пригородный поезд в 99,9 % случаев уступает по скорости автобусу, этот фактор в век ускорения не мог не сыграть свою роль. Кто остался верен пригородному поезду кроме фанатов (коих бесконечно мало)? Пенсионеры и студенты. По данным пресс-службы Донецкой ЖД, в пригородных поездах в 2006-2007 гг. "катались" от 60 до 80 % льготников. Это не только разорительно для госструктуры, но и смешно!

           Год 2007-й стал фатальным для нового лозовского хода в плане пригородных перевозок. В марте-апреле были отменены все пригородные поезда на Доброполье. И это на фоне ускорения хода Донецк - Днепропетровск выглядит как черное пятно на белой рубахе. В марте сократили утренний рейс поезда Красноармейск - Дубово до Легендарной и количество вагонов в нем от 3 до 1. Дневную пару пока не тронули, но она опустела, т.к. ее пустили не в 16 часов из Красноармейска, а в 13 часов! Т.е. по Дубово пассажиры ждали 3 часа, чтобы пересесть на харьковскую электричку, а по Харькову - ночевали в супернеудобном платном зале ожидания 7-8 часов!!! Остался и на данном рейсе 1 вагон... Самое смешное то, что ни одного автобуса, ни одной маршрутки после этой отмены не добавили. Автобусы Донецк - Александровка, например, забиты от Красноармейска до Новодонецкого на 150-200 %, а "подспорья" им не видать. В пригородные автобусы № 26 Красноармейск (ЖД-вокзал) - Белозерское попасть на сидячее место - тоже большой праздник...

           6 апреля 2007 г. из Доброполья отправился последний пригородный поезд на Красноармейск! Практически целый год от Красноармейска до Доброполья не было никакого пассажирского ЖД-сообщения, если не считать неудачную попытку Донецкой ЖД запустить в июне-июле 2007 г. ежедневный рабочий поезд Красноармейск - Доброполье. Он и месяца не проходил...

           С 1 августа 2007 г. отменили последние поезда по рокаде - Красноармейск - Легендарная и Красноармейск - Дубово за отсутствием требуемого пассажиропотока. Чего и следовало ожидать! Попутно отменили поезда Красноармейск - Кураховка. По графику пар Красноармейск – Легендарная и Красноармейск – Дубово пустили хозяйственный поезд с распространением проездных документов на него только для железнодорожников. Вообще, за 2007 г. ДонЖД лишилась пассажирского сообщения на 280 км веток и тупиков стальных магистралей!

           Надо сказать, что запуск и курсирование по сей день рабочих поездов на Лозовском направлении - заслуга жителей сел Добропольского и Александровского районов. Им-то такой поезд жизненно необходим, поскольку с десяток сел в зоне тяготения к участку Мерцалово - Дубово не имеет автобусного сообщения даже с соседними населенными пунктами и райцентрами! Когда отменили утреннюю пару поездов Красноармейск - Дубово, сельчане были готовы на все, в т.ч. и к блокированию ЖД. Дабы не допустить волнений, руководство Донецкой ЖД в августе, скрипя зубами, решило оставить на рокаде хоть какое-то сообщение.

           За неделю до внеочередных парламентских Выборов-2007, 21.09.07 г. было возобновлено курсирование пригородных поездов № 6181-82/6583-84 и № 6585-86/6587-88 Красноармейск - Дубово - Красноармейск. Курсирование прицепного вагона до Легендарной не возобновили. Несколькими днями ранее, 17.09.07 г. были восстановлены 2 пары поездов Красноармейск - Кураховка. Но это оказалось лишь заигрыванием руководства железной дороги с пассажирами. 17.11.07 отменены все поезда Красноармейск - Кураховка и утренняя пара Красноармейск - Дубово; 22.11.07 отменена дневная пара Красноармейск - Дубово. Примечательно так же то, что автотранспортники на сей раз воспользовались случаем продублировать волну Красноармейск - Дубово - Харьков, но автобус идет через Доброполье, Краматорск, Изюм. Отправление из Красноармейска - 6.40, из Харькова - 15.10. Значит, маршрут нужен был!!!

           Как поясняют в "Укрзалізниці", пригородные поезда Красноармейск - Доброполье, Красноармейск - Легендарная и Красноармейск - Дубово были "... отменены в связи с тем, что среднесуточные эксплуатационные затраты на их обслуживание составляли 2355,2 грн., а среднесуточные доходы от реализации проездных документов на эти поезда не превышали 26 грн. Льготная категория населения в этом направлении составляет 50-65 процентов". Я, конечно, не экономист, но точная четырехзначная цифра и поставленная в противовес ей неточная двухзначная, настораживают. Не собираюсь поддавать сомнению низкий пассажиропоток на линии, просто хочу разобраться с причинами столь резкого снижения пассажиропотока в пригородных поездах.

           Одна из основных причин снижения пассажиропотока в пригородном железнодорожном сообщении на направлении Красноармейск - Доброполье - Дубово, на мой взгляд, скверный график последних. Дело в том, что железная дорога планирует график курсирования пригородных поездов, исходя из прошлогоднего графика. Получается интересная гипотеза: у железной дороги конкурентов по перевозке пассажиров якобы нет, она может предложить все, что ей вздумается. Вот и переписывали график из года в год, лишь незначительно его корректируя. Допереписывались! Сейчас из 4 пар пригородных поездов Красноармейск - Дубово, 3 пар Красноармейск - Доброполье и 1 пары Красноармейск - Легендарная ничего не осталась. Ведь у Донецкой ЖД на этом направлении серьезный конкурент - Добропольское АТП. Мой хороший знакомый пытался связаться с начальством АТП по вопросу данных об их подвижном составе, но тщетно: кроме диспетчерской АТП в Белицком присутствует автоколонна в Новодонецком, а начальство постоянно находится в Донецке. Так вот, следует только взглянуть на расписание автобусов на добропольском направлении, - сразу станет ясно, какие были недостатки у пригородного железнодорожного сообщения на направлении Красноармейск - Доброполье - Дубово.

           Доброполье больше тяготеет к Донецку в плане пассажиропотока. Это же касается Новодонецкого и Александровки. К Красноармейску больше тяготеет Белозерское, Доброполье - в меньшей степени. Большинство людей не захотят делать дополнительную пересадку по пути в Донецк, даже ради большой патриотической любви к железнодорожному транспорту. Пока был кризис с наличием автобусов и дизтоплива, люди мирились с таким положением дел, но сейчас он давно преодолен. Следовательно, пару пригородных дизельпоездов № 6012/6011 Иловайск - Красноармейск (из Иловайска - в 6 часов утра) следует продлить до Доброполья, как было 10 лет назад. Да, это длинный маршрут из Доброполья в Донецк. Да, салон четырехвагонного дизельпоезда от Донецка до Острого набит пассажирами, как селедница. Но это еще не повод превращать участок Красноармейск - Доброполье в подъездной путь! Более того, Донецкая ЖД рассматривает возможность электрификации участка Красноармейск - Доброполье, а это даст шанс запустить электропоезд повышенной комфортности Донецк - Доброполье по более короткому, магистральному пути. К сожалению, маршрут поезда до Белозерского продлить нельзя: это сопряжено с переукладкой путей, обустройством посадочных платформ, обустройством участка новыми средствами сигнализации и связи, и т.д.

           Касательно графика поездов Красноармейск - Дубово и Красноармейск - Легендарная до отмен 2007 г. Утренняя пара Красноармейск - Дубово...
1). Отправлялась из Красноармейска:
а). На 5 минут раньше, чем прибывал пригородный электропоезд из Донецка (такое издевательство наблюдалось последние 10 лет);
б). В то время основной пассажиропоток стартовал автобусами из Легендарной в направлении Красноармейска.
2). Прибывала в Красноармейск в будни:
а). На 10-25 мин. позже, чем отправлялся электропоезд на Донецк;
б). Маршрут пары был интересным: Дубово - Мерцалово - Легендарная - Красноармейск (для перевозки школьников). С отменой дневной пары Красноармейск - Доброполье, якобы для реконструкции станции Красноармейск, пассажиры начали пересаживаться по Новодонецкому (ст. Легендарная) на автобусы, что никак не могло способствовать популярности рейса...
3). Прибывала в Красноармейск в выходные и в дни школьных каникул на 15 мин. позже, чем отправлялся электропоезд на Донецк.
Прицепной вагон на Легендарную шел балластом, т.е. пустой, по вышеуказанным причинам. Назад заполнялся худо-бедно в виду обилия автобусов на линии: он был нужен лишь жителям села Нововодяное, но 2 часами ранее мимо села проходил автобус Краматорск - Красноармейск, так же по автодороге снуют микроавтобусы "РУТА" Славянск - Красноармейск - Селидово. Опять же: где Вы видели автобусы Красноармейск - Новодонецкое? Тем более, в обход Доброполья и Белозерского... На все вышеуказанные вопросы руководство Донецкой ЖД и «Укрзалізниці» вразумительного ответа не предоставило. О дневной/вечерней паре Красноармейск - Дубово скажу ниже.

           У линии Красноармейск - Дубово есть еще одна особенность: это кратчайший путь из Донецка в Харьков. Кроме того, население вдоль линии проживает не столь густо, как вдоль направления Донецк - Славянск - Лозовая, основного грузового хода харьковского направления. А значит, дубовская рокада - идеальный вариант грузового хода на Харьков. Но для того, чтобы его обустроить, нужно много работать. Касательно пригородных поездов: кроме подвязки к пригородным электропоездам из Донецка - в Донецк, линия служит для подвоза пассажиров, проживающих в зоне тяготения к линии, к пригородным электропоездам в Харьков и обратно. С этим делом последние 8 лет было плохо: когда отменили вечернюю пару Красноармейск - Дубово (из Красноармейска - в 18 часов), пассажир был вынужден приезжать в Харьков раньше (23 часа вместо 2-3 часов ночи) и ожидать открытия рынка Бог знает где! А когда дневную пару Красноармейск - Дубово (из Красноармейска - в 16 часов) решили отодвинуть по времени на 3 часа вперед, то пассажиру еще прибавили удовольствие в виде трехчасовой пересадки по Дубово, открытой всем ветрам.

           Одной парой пригородных поездов на линии Красноармейск - Дубово никак не обойтись: необходимо обеспечивать, например, выезд пассажиров из Александровки и Новодонецкого рано утром в Красноармейск, а вечером - обратно. Но в силу предельного износа подвижного состава пригородного поезда и дефицита локомотивов под пригородные поезда, ради рационального графика курсирования поезда, пару с подвязкой под электропоезд на рынок в Харьков и обратно необходимо запускать не из Красноармейска, а из Лозовой. Иначе поезд будет весь день стоять по Дубово/Лозовой, чтобы вернуться в Красноармейск и через полчаса отправиться в Дубово - для подвижного состава ЛВЧД Красноармейск это весьма неудобно. Организовать поезд Лозовая - Красноармейск можно с помощью вагонов под пригородные перевозки депо Полтава или Харьков, а так же дизельпоезда депо Полтава или рельсового автобуса депо Харьков. Однако, это означает засылку подвижного состава из Харькова/Полтавы до Лозовой, что на сегодняшний день - из области фантастики. Организовать поезд, меняющий номер с 600-го на 6000-й тоже затруднительно.

           Перемещаясь автотранспортом из Доброполья в Новодонецкое полезно осуществить осмотр ЖД-участка Доброполье - Легендарная вдоль автотрассы Красноармейск - Александровка. От Лунной (Доброполье) Дружной участок не имеет возможности сквозного движения поездов. До шахты "Белозерская" по линии накат хороший. Далее - среднеслабый. От плавного поворота ЖД близ с. Копани в направлении шахты "Пионер" путь разобран, поэтому движение сквозных составов из Доброполья на Легендарную невозможно. Особенно жутко выглядят останки пути возле шахты "Новодонецкая": когда шахту признали банкротом, путь от вышеуказанного поворота до шахты "Пионер" сняли; ответвление от шахты "Новодонецкая" на ЦОФ тоже разобрали. Путепровод этого ответвления над автодорогой остался, опорные стойки, балки, арматура и остатки рельсошпальной решетки выглядят удручающе. Такое ощущение, что вот-вот на голову упадут... От шахты "Пионер" (станция Дружная) до Легендарной накат хороший.

           Что же по этому поводу говорит руководство "Укрзализныци"? Основные моменты можно записать следующим образом:
1). Вариант приспособления участка Красноармейск - Дубово под часть грузового хода - экономически нецелесообразен. Он рассматривался в качестве альтернативного варианта грузового хода наряду с участком Ясиноватая - Константиновка во время выбора скоростного хода Донецк - Киев, предпочтение отдали последнему. Интересно, а пересмотрят ли эти моменты сегодня, когда основной ход приспособили под пассажирские ускоренные перевозки - ускорили до 120 км/ч?
2). Титульным планом модернизации пути в 2008 г. предусмотрен ремонт на участке Мерцалово - Доброполье - Лунная, в 2007 г. предусмотрен и выполнен ремонт на участке Мерцалово - Родинская, поднята скорость поездов с 15 км/ч до 100 км/ч, в 2006 г. выполнен средний ремонт пути на участке Родинская - Красноармейск. Остальные участки на этом направлении поддерживаются с обеспечением нормативных характеристик.
3). В графике движения поездов на 2007/2008 гг. предусмотрено на участках:
- Красноармейск - Мерцалово - 5 пар пригородных и 11 пар грузовых поездов;
- Мерцалово - Дубово - 2 пары пригородных и 2 пары грузовых поездов;
- Мерцалово - Доброполье - 3 пары пригородных и 5 пар грузовых поездов.
(А пригородных-то с марта-ноября 2007 г. нет!!!)

           Кажется, один сквозной грузовой поезд я заметил по ст. Новая. Поезд шел в сторону Родинской с углем, а это говорит в пользу того, что он сквозной (с углем составы ходят в сторону Красноармейска, а в обратную сторону - устойчивый поток порожних вагонов. Правда, это может быть уголь на обогащение в сторону Доброполья, но вроде бы ЦОФы "Добропольеугля" привозные угли не обогащают, работая исключительно на себя). Состав проследовал в 11.45 по Новой, следовательно в 11-11.30 поезд должен отправляться из Красноармейска.

           С зимы 2007/2008 гг. был запущены хозяйственные поезда № 5413/12 Красноармейск - Легендарная и № 5415/14 Красноармейск - Дубово, фактически по ниткам отмененных пригородных поездов №№ 6181-2/6183-4 и 6185-6/6587-8 соответственно. С нового графика первый из поездов был продлен до Золотых Прудов (спасибо Руководству за этот разумный шаг); так же были пущены хозяйственные поезда №№ 5425/24 и 5411/10 Красноармейск - Доброполье (по ниткам отмененных год назад пригородных №№ 6171/72 и 6175/76) и №№ 5418/21 и 5222/23 Красноармейск - Кураховка (по ниткам отмененных полгода назад пригородных №№ 6164/63 и 6168/67). Нигде, кроме как в служебном расписании пригородных поездов Донецкой ЖД, я не нашел о них информации! Составность рабочих поездов - 1 вагон ЦМВ приписки ЛВЧД-1 Донецк под маневровым локомотивом приписки ТЧ-4 Красноармейск. До лета 2008 г. вагоны рабочих поездов предоставлял Красноармейск, а они ужасны и разбиты. Стало быть, предельный износ вагонов - одна из причин отмены "петушков".

           Если говорить о рабочем поезде, то это настоящий поезд-призрак! Кроме его отсутствия в вокзальном расписании и на доске объявлений, он особо не придерживается служебного расписания. Он может быть отправлен по пункту оборота на 5 мин. раньше, по Красноармейску при необходимости его могут задержать в районе ПМС на 40-45 мин. - поставить под обгон или маневры какого-нибудь грузового состава. Особенно "вне расписания" ходят рабочие поезда Красноармейск - Золотые Пруды и Красноармейск - Дубово: для рейсов из Красноармейска замечены опоздания до 45-60 мин. от служебного расписания, а для рейсов в Красноармейск - опережения графика до 20 мин.! Вот вам и "диспетчерский ход": если перегон свободен - едем, если занят встречными или маневрами - стоим. Но и это еще не все: летом в вагоне поезда может быть необычайно жарко (могут быть открыты все двери вагона для вентиляции салона за счет естественной тяги), а зимой - холодно, поскольку его никто не собирается отапливать (хотя, уголь дают). В темное время суток вагон не освещается - в целях экономии не включают генератор. По этой же причине нет света габаритных огней. Кажется, я описАл наихудший вариант, который может попасться путешественнику и проверяемому.

           Если на линии нет рейсового пассажирского сообщения, входить в рабочий поезд разрешено всем пассажирам. Но на этом их права заканчиваются. Расценки в рабочих поездах Красноармейского ЖД-узла от Красноармейска следующие: Родинская, Чунишино - 1 грн., Мерцалово, Селидовка - 2 грн., Доброполье, Легендарная, Цукуриха - 3 грн., Золотые Пруды, Кураховка - 4 грн., Дубово - 5 грн.; льгот нет. Обязательные остановки только на вышеуказанных станциях, по остановочным пунктам - остановка по требованию или при наличии пассажиров на платформе (в служебном расписании остановок по "блочкам" нет, но машинист на каждом из них сбавляет скорость). Требование остановки, или т.н. "заявку" можно оставить проводнику, но лучше по возможности прокричать ее машинисту.

           Согласования рабочих поездов с пригородными, указанные в служебном расписании - своеобразная отписка в стиле рекламы АО "МММ": оно либо не выполняется, либо рабочий поезд отправляется через 30 секунд после прибытия пригородного. Пассажирооборот каждой пары рабочих поездов составляет 10-40 человек в зависимости от назначения, дня недели и пр. Рабочий поезд может опаздывать хоть на сутки и отменяться без предупреждения. В свое время Донецкая ЖД хотела отменить рабочие поезда Красноармейск - Золотые Пруды - Дубово, поскольку самой ЖД в их ежедневных рейсах необходимости нет. Слава Богу, пока что одумались. Наверное, из-за вышеупомянутой активности сельчан Добропольского и Александровского районов. Шутка ли, жители Куроедовки ездят им в Новодонецкое за хлебом!

           В августе 2008 г. назначена пара автобусов Красноармейск - Лозовая: от Красноармейского автовокзала в 5.30 (через ЖД-вокзал), из Лозовой в 15.10. Теперь автобусы способны возить пассажиров от Красноармейска до Лозовой во время, удобное пассажирам. Это косвенно доказывает, что утренняя и вечерняя пары Красноармейск - Дубово были нужны, а их отмена - это непродуманный шаг ДонЖД. Или излишне продуманный? Без радикальной перестройки графика движения поездов на направлении линию закроют. Госструктура ДонЖД давно утратила гибкость, а пригородные ЖД-перевозки были убыточными еще при СССР. Поэтому они будут до последнего открещиваться от пассажиров, пока те, наверное, на рельсы не выйдут. А автобусники свое не упустят. Ведь снарядить автобус в рейс намного дешевле, чем 3-4-вагонный дизельпоезд или даже 1 вагон под ЧМЭ3. Это и есть основная причина убыточности ЖД-варианта. Вторая - льготники. Пока ЖД госструктура - реестр льготников для нее утверждает Верховная Рада, а урезать его - и она просто так не может. Пригородных поездов в режиме "маршрутное такси" или вагоны 4 класса пока что не придумали, но продуманная политика в направлении количества льготников (а не "всем бесплатно" или "всем платно") ЖД не помешает.

           22.11.08 г., в годовщину отмены рейсового пассажирского сообщения на линии Красноармейск – Дубово, состоялась первая поездка группы ферроэквинологов (транспортных железнодорожных туристов) и приверженцев восстановления в этих местах пригородного сообщения в рабочем поезде Красноармейск – Дубово – Красноармейск. Группа в составе 5 человек (включая меня) обкатала участок и изъявила желание вернуться сюда летом 2009 г., поскольку из-за короткого светового дня не все удалось посмотреть.

           Как известно, линию "кормят" не пассажиры, а немногочисленные грузоотправители. По ст. Родинская имеются подъездные пути на ш-ты "Родинская", "Краснолиманская" и "Белицкая". В Мерцалово имеется комплекс наподобие склада навалочных грузов - станция их отправляет потонными и повагонными партиями. В Доброполье - подъездные пути шахт ГХК "Добропольеуголь", РМЗ и т.д. По Легендарной - путь на ш-ту "Пионер" и Легендарненский элеватор. По Золотым Прудам - Александровская нефтебаза. И согласно грузопотокам, участок Красноармейск - Доброполье положен на ЖБ-шпалах, а Мерцалово - Дубово - на деревянных. Последний раз их переукладывали, кажись, в 2001 г., и если прибавить к 2001 г. 8 лет (максимальный срок службы деревянных шпал с креозотовой пропиткой), то получится 2009. Т.о., в 2009-2010 гг. должна окончательно решится судьба участка Мерцалово - Дубово.

           7 причин, почему нельзя разбирать участок Мерцалово - Дубово и приватизировать ЖД направления Красноармейск - Доброполье - Дубово:
1). В грузовом плане участок Мерцалово - Дубово - это:
а). Кратчайший путь из Центрального и Южного Донбасса в Харьков и Полтаву;
б). При перегрузке магистрального грузового хода - обход ст. Славянск;
в). На территории Добропольского и Александпровского р-нов имеются значительные запасы коксующегося угля, которых хватит при нынешних темпах разработки на 300-350 лет;
г). На ст. Легендарная имеется крупнейший в Украине элеватор, рассчитанный на 150 тыс. тонн и отгрузку 2 тыс. т/сутки зерна.
2). В плане пассажирских перевозок участок Мерцалово - Дубово - это:
а). Прямая связь двух ключевых ЖД-узлов востока страны - Красноармейск и Лозовая (желательно, чтобы эти пункты были конечными остановками рельсовых автобусов линии);
б). Возможность запуска рельсовых автобусов Красноармейск - Харьков (ПК, 2 класс, в пути - 4,5 часа) и Красноармейск - Полтава (3 класс);
в). Связь 9 сел Добропольского и Александровского р-нов с внешним миром (Кутузовка и Рубежное - о.п. Облачный, Благодать - о.п. 49 км, Куроедовка и Степановка - о.п. 41 км, Новосамарское - о.п. 26 км, Варваровка - о.п. 19 км, Новоалександровка - о.п. 15 км, Елизаветовка - о.п. Ветерок).
Кроме того, с налисием в с. Никаноровка, Нововодяное, Степановка, Новоалександровка КСП и фермерских хоз-в с запуском рейсовых поездов и РА открываются перспективы развития агротуризма в них. Наличие лесных и пр. заповедных урочищ в Александровском р-не в непосредственной близости к ЖД (Елизаветовка, Новоалександровка, Варваровка, Н.Кавказ, Софиевка) так же спостобствует регулярным поездкам граждан "на природу". А Легендарненский элеватор - крупнейший в Украине и третий в Европе (объем - 150 тыс. т зерна, расчетная производительность по отгрузке - 2 тыс. т/сутки, сейчас в лучшем случае загружен на треть) - вообще "икона" агротуриста.

           Если проследить отношение Донецкой ЖД к пассажирам данного направления, особенно политику выживания паршивым графиком курсирования пригородных и рабочих поездов, то можно понять не только, что все к этому идет, но и откуда ноги растут! Последние 15 лет на Донецкой ЖД ведется целенаправленное уничтожение пригородных ЖД-перевозок. Назначается неудобное для пассажиров расписание, не обеспечивается необходимый интервал курсирования поездов на направлениях, подается умышленно меньший, нежели требуется, подвижной состав, назначаются ремонтные работы и связанные с ними отмены пригородных поездов, не обеспечиваются удобные пересадки в пути следования - это лишь неполный список хамств пассажирам со стороны ЖД. Особенно это касается малодеятельных линий, одна из которых в некотором смысле - Красноармейск - Дубово. Что примечательно: на подобные вопросы, почему был назначен неудобный график, Донецкая ЖД и "Укрзалізниця" отмалчиваются!

           Страшную причину столь халатного отношения УЗ к пассажирам назвали "новый-старый" Премьер-Министр и заступивший на пост министр транспорта и связи в конце предыдущего года - попытка олигархов приватизировать участки ЖД для собственных нужд. Только почему-то такие заявления звучат только перед выборами и в первую неделю после смены расстановки сил в парламенте. Потом забывают, поддерживая при этом и заговор молчания вокруг линии Красноармейск - Дубово. Не смотря на то, что приватизация ЖД запрещена, ее постоянно пытаются осуществить.

           На направлении Красноармейск - Дубово все шахты, за исключением "Родинской" и "Краснолиманской", принадлежат ГХК "Добропольеуголь", угледобыча которого больше, чем у любой другой шахты, ШУ, ГХК и пр. нашего государства. Вопрос на засыпку: кому выгодно прибрать к рукам линию?! Кроме "взятия на мушку" (если они уже не взяты) шахт, наш олигарх "посадит на иглу" крупнейший в Украине Легендарненский элеватор, последний в скором времени (во избежание полного банкротства) практически автоматически перейдет в собственность олигарха. А это уже козырный задел в монополизации сельского хозяйства на севере области... Если бы Вы знали, как мне сейчас хочется ошибиться!

           Как вам такой сценарий? Так кто же этот олигарх? О пассажирах после приватизации ЖД никто думать не будет. Будем душиться в переполненных автобусах. Не знаю как вам, а мне не хочется чувствовать себя биомассой или роботом из протоплазмы! И первый шаг к реализации данного сценария - перевод участка в разряд подъездных путей. Он успешно выполняется, поскольку скоро участок Красноармейск - Дубово перестанет быть сквозным! Рабочий поезд Красноармейск - Дубово в ходу до 1 апреля 2009 г. После его "обрежут" по Золотым Прудам, и начнется демонтаж верхнего строения пути на участке Золотые Пруды - Дубово. По-видимому, начальству хочется сдать в металлолом 46 км рельса со скреплениями "в нагрузку", а так же продать на дрова более 28 тыс. шпал. И как верить после этого красивым обещаниям Премьер-Министра Украины и Министра транспорта и связи? Считаю, что начальник Донецкой ЖД, который не может справиться с малодеятельными участками, и видит выход лишь в уничтожении инфраструктуры железной дороги региона, совершает грубейшую ошибку, указывающую на многое. И его начальники - Министр транспорта и связи с Премьер-Министром, если не хотят следить за народно-хозяйственным комплексом страны, а лишь пиарятся, думая, чего бы еще народу наобещать, но не исполняют свои обещания (хотя бы в плане предотвращения дальнейшего обесценивания ЖД) - должны ответить за свои обещания перед народом. Эх, в какОй стране мы живем...

           С болью и надеждой...

Ссылки по теме:
1. Исторические расписания по линии Рутченково - Красноармейск - Дубово (избранное)
2. Первая поездка ферроэквинологов в рабочем поезде Красноармейск - Дубово - Красноармейск
3. Рабочая версия книги "Железнодорожное направление Красноармейск - Доброполье - Лозовая: факты и легенды" (В.В.Подолян, П.В.Белицкий, В.Н.Цокур).
4. Презентация вышеупомянутой книги (внимание! может скачаться несколько искажённой!).

           Автор выражает благодарность за помощь в составлении отчета и предоставленную информацию касательно направления Красноармейск - Дубово Владимиру Цокуру (Попасная), Михаилу Сурженко (Луганск), Антону Алексееву (Алчевск), Владимиру Дукину (Москва), Сергею Болашенко (Москва) и многим другим. Огромное спасибо, коллеги!