Станция Ветерок была построена в 1957г., одновременно со строительством участка железной дороги Дубово - Легендарная. Ранее имела 3 пути. Собственно, данная местность заслужила славу «центральной точки» на стыке двух областей задолго до строительства железной дороги: в 30-х гг., например, здесь находилась практически единственная на всю округу мельница, а школы работали в Елизаветовке, Дмитро-Дарьевке и Варваровке. В 1960-1962гг., в связи с запланированным открытием пригородного сообщения, на севере Донецкой области были построены платформы 4 км (Карповка) и 19 км (Варваровка) и ст.Ветерок (т.н. «Разъезд № 1», - окрестности Богданово, Харьковской, и Новоалександровки, Елизаветовки Донецкой области). Остановка поезда 15 км (2,5 км от ст. Ветерок в направлении Золотых Прудов) была открыта в 1986г. по просьбам местных жителей.
Ветерок вполне мог бы стать туристической станцией не только для Александровского района, но и межобластного значения. Ситуация в районе такова, что туристические маршруты созданы, а транспорта под них нет.
В середине 90-х гг. руководство Александровского района начинает формировать заповедный фонд, в которой входят урочища с уникальным рельефом, а так же редкой растительностью. Многие из них находятся на севере Александровского района. Урочище «Широкий лес» (34,9 га) представляет восстановленный искусственной посадкой ясеня байрачный лесной массив в балке системы Сухого Торца. Урочище «Долгенький лес» (17,6 га) представляет из себя массив байрачного леса в балке системы Сухого Торца, обрамлённый степными участками. Оба леса находятся в 2-3 км восточнее Новоалександровки, что в километре южнее Елизаветовки. Леса тянутся далее на восток, до Варваровки. Северо-восточнее Зелёного находится ботанический заказник «Казанок» (38 га) – полоса нетронутой растительности в балке с крутыми склонами, по очертаниям напоминающей котелок. Юго-западнее Зелёного – заказник «Колодезное» (30,8 га), а далее - заказник «Коханое» (37 га) в балке р.Самары, где по преданию любили отдыхать влюблённые. В районе с.Зелёное так же находится урочище «Зелёное поле» (30,5 га) – узкая полоса нетронутой растительности по неглубокой балке (землепользователь – СООО «Лощанское»). Близ с.Новопригожее имеется урочище «Балка Зелёная» (44 га), где имеется фрагмент нетронутой растительности в системе балок и оврагов ручья Зелёного, притока р.Самара. Западнее с.Софиевка в районе Александровки находится ботанический заказник «Верхнесамарский» (168,3 га) – склоны водохранилища рыбхоза с бугристым овражистым рельефом по правому берегу р.Самара.
В 90-х гг. на севере Александровского района разведаны запасы кирпичного сырья, промышленная разработка которых признана рациональной. Но главное богатство этих мест – уголь. Железная дорога обрамляет Новобахметьевский участок Красноармейского месторождения, балансовые запасы которого составляют 550 млн. тонн. И это только разведанные запасы! Т.о., проблем с сырьём и предприятиями АПК на северо-западе Александровского района нет.
Вот с чем в районе Новоалександровки проблемы – так это с рейсовым автобусным сообщением. В 3,5 км от платформы 15 км, мимо остановки у с.Новобахметьево проходит по 1…2 автобусов в сутки на Лозовую и Донецк, остановка – по требованию. С железнодорожным сообщением – всё ясно: нет сообщения – нет проблем. Из 4 пар пригородных поездов Красноармейск – Дубово в 1996 и 1999гг. были отменены две ключевые: первая обеспечивала перевозку пассажиров на рынок и на работу в Красноармейск, а вторая – на рынок и на учёбу в Харьков. В результате, пассажиропоток в последующие 7-8 лет упал до критического значения, и пригородные поезда были переведены в разряд хозяйственных, а в 2009г. – и вовсе отменены. Постоянное грузовое сообщение на участке Золотые Пруды – Дубово отсутствует с 2007г. В 2009г. Донецкая железная дорога признала направление неперспективным, и начала подготовку документов на демонтаж данного участка.
Однако, район держится, не смотря на равнодушие транспортных монополистов! В 2009-2010гг. Александровский район являлся лидером по количеству заявленных и реализованных мини-проектов инициативных групп по обустойству сёл. Большинство из них в сёлах северо-западной части района касалось ремонта и обустройства общественных колодцев (Дмитро-Дарьевка, Новоалександровка) и водопровода (Зелёное), что указывает на одну из насущных проблем сельчан. Новоалександровской школе и ЗАО «Лощанское» поступает помощь от Народных депутатов Верховной Рады Украины.
Великая Отечественная война навеки оставила свой кровавый отпечаток на сёлах северо-запада Александровского района. Нектороые из них оккупировались и освобождались до 5 раз; 2 раза в данных местах советские войска попадали в окружение. Естественно, степень разрушений и количество братских могил советских воинов на границе двух областей превышают средние показатели по Донецкой области.
Немецкая 17-я полевая армия вступила на территорию района в середине октября 1941г.: начались тяжёлые бои вдоль верхнего течения р.Самара; также противник овладел Лозовой, наращивая удар в стык войск Юго-Западного и Южного фротнов Красной армии. Части 6-й армии Юго-Западного фронта – 393-я стрелковая и 55-я кавалерийская дивизии отступили на рубеж Гавриловка, Елизаветовка. Были вынуждены отступать и части 12-й армии Южного фронта - 30-я кавдивизия отступала через Карповку, Ново-Кавказ, Ново-Александровку, Елизаветовку. Начались тяжёлые оборонительные бои на территории Александровского района. Удерживая стык с Юго-Западным фронтом, который отходил на рубеж Балаклея – Петровское – Барвенково, части 230-й стрелковой дивизии вышли на рубеж Богданово – Иверское, а конники 30-й дивизии подготовили позиции в районе Очеретино, Громовой Балки. Силы были неравными, - советские войска оставили Зелёное, Ново-Александровку.
В последней декаде января 1942г. части 5-го кавалерийского корпуса, наступающие из района Барвенково, начали сосредоточение в районе Александровки, Андреевки, Ново-Александровки, где танкисты 4-й гвардейской (132-й) танковой бригады уже перерезали автодороги на Краматорск, Петропавловку. Части немецкой 17-й армии, разбитые под Изюмом, Барвенково, беспорядочно отступали. 351-я стрелковая дивизия со 130-й танковой бригадой вели бои на рубеже Зелёный, Софиевка, вытеснив противника из Ново-Александровки, Ново-Бахметьево, Ново-Кавказа, Зелёного, Карповки, Малого Раздола и способствуя 5-му кавкорпусу в форсировании р.Самара. Однако, бои на данном рубеже не прекращались, а перешедшая в конце января в наступление из района Красноармейского немецкая танковая группа Маккензена в первых числах февраля вновь оттеснила части 5-го кавалерийского корпуса к Самаре.
В начале февраля конники 35-й и 60-й кавдивизий 5-го кавкорпуса возобновляют наступление, под мощным артогнем во второй раз форсируют р.Самара, прорывают оборону группы Маккензена и вклиниваются вглубь обороны противника до 12-15 км. Однако, данная попытка перехода в контрнаступление закончилась неудачно, и красноармейцы отступили с большими потерями. На участке 351-й стрелковой дивизии в середине февраля противник повёл наступление при поддержке танков, выйдя в тыл 34-й кавдивизии. 34-я и 79-я кавдивизии отступили от рубежа по р.Самара в Ново-Кавказ, Варваровку, Ново-Александровку, Елизаветовку, где заняли оборону. Завязались тяжёлые бои на рубеже Берестовой, Рясный. Части 351-й стрелковой и 34-й кавалерийской дивизий отражали атаки противника в районе Богдановки, Котовки. Противник трижды атаковал сёла, но атаки были отбиты. Всё же, советские стрелки с конниками оставили Богдановку, Котовку, закрепившись на рубежах южнее Барвенково. Были также оставлены Елизаветовка, и сёла южнее её. Впрочем, дальнейшие попытки противника прорваться к Барвенково атаками из районе Богдановки успеха не имели. Шли тяжелые бои в полосе 341-й стрелковой дивизии в районе Елизаветовки, Малого Раздола, Зелёного.
Части 5-го кавкорпуса и 351-й стрелковой дивизии сдерживали наступление 4-х пехотных дивизий при 120 танках противника. К концу второй декады февраля усиливаются сосредоточенные контратаки 5-го кавкорпуса из района Барвенково. Первые два дня ощутимых результатов не дали – конники провели их в позиционных боях на линии Елизаветовка, Варваровка, Фёдоровка. Войска 57-й армии заканчивают сосредоточение, и в начале последней декады февраля переходят в наступление против группы Маккензена. Главный удар был направлен на Елизаветовку, Ново-Александровку, Ново-Кавказ. 106-я стрелковая дивизия ведёт бои за с.Варваровка, Дмитро-Дарьевка, Надеждовка. 5-й кавалерийский корпус освободил Елизаветовку, Ново-Александровку, Ново-Кавказ, атаковал Ново-Бахметьево. В бой вступил 437-й артполк. Мощные атаки 5-го кавкорпуса и 57-й армии вынудили части немецкой группы Маккензена 21 февраля отступить к р.Самара в район Александровки.
B конце последней декады февраля противник вновь оттеснил части 5-го кавкорпуса к Барвенково; 26 февраля кавкорпус был выведен в резерв. В начале марта 1942г. 57-я армия совершила последнюю в этом году попытку наступления на Доброполье, 341-я стрелковая дивизия вновь вышла на подступы к Александровке, но на этом продвижение закончилось. С 24 марта началось таяние снега, а последовавший за ним период весенней распутицы, который свёл на нет усилия противоборствующих сторон, стал периодом оперативной паузы. Бои в барвенковском выступе в условиях распутицы продолжались до окончания первой декады апреля, но значительных успехов в них ни одна из сторон не добилась. В середине апреля была расформирована оперативная группа Южного фронта. К последующему наступлению готовились обе стороны, однако советская сторона уделяла мало внимания обороне южного фаса барвенковского выступа, сосредотачивая внимание на предстоящей Харьковской операции. Это и сыграло роковую роль в летней кампании советских войск в 1942г.
В середине мая 1942г. советские войска перешли в наступление на Харьков. Из барвенковского выступа наносила удар наиболее мощная группа. Тем временем, противник закончил перегруппировку войск перед южным фасом барвенковского выступа, и после авиационного и артиллериймкого ударов перешёл в контрнаступление. Главный удар наносился в полосе 9-й армии. В полосе 57-й армии поначалу противник вёл себя пассивно. Лишь её левый фланг – 351-ю стрелковую дивизию в районе Ново-Кавказ, Ново-Александровка атаковали немецкая 1-я горнострелковая дивизия с итальянской группой Барбо. 351-я стрелковая дивизия с другими правофланговыми соединениями 57-й армии отошла на рубеж Доброволье, Ново-Пригожее. На участке 341-й стрелковой дивизии А.И.Шагина вражеская пехота при поддержке 30 танков прорвала оборону, и вышла на левый фланг 351-й стрелковой дивизии 57-й армии. Часть 341-й стрелковой дивизии была отсечена от основных сил, и вела тяжёлые бои с противником совместно с 351-й стрелковой дивизией в районе Ново-Кавказ, Ново-Александровка. К исходу дня противник занял Богданово.
В результате контрманёвра противника, в полосе правого крыла Южного фронта образовалось два разрыва в построении войск. Первый разрыв, между Ново-Пригожим и Барвенково шириной в 20 км – на стыке 57-й и 9-й армий, и второй – восточнее Барвенково шириной до 30 км. До начала последней декады мая войска 57-й армии удерживали занимаемые рубежи. Когда была дана команда на отступление, было уже поздно: противник сомкнул клещи наступающих групп Клейста и Паулюса, и ударная группировка советских войск, наносившая удар на Харьков из барвенковского выступа была окружена. Для прорыва из окружения, все сохранившие боеспособность части стягивались в район Чепеля, Волобуевки (Харьковская область), оставив северо-запад Александровского района и Лозовую. Операция советских войск на харьковском направлении закончилась полным провалом: из 250 тыс. солдат и офицеров Красной армии, попавших в окружение, в полосу обороны 38-й и 9-й армий Юго-Западного направления фронта вышло до 30 тыс. окруженцев. В «барвенковском котле» погиб почти весь гениралитет 6-й, 57-й армий, а также подвижных оперативных групп Юго-Западного фронта.
После Сталинградской битвы, в январе-феврале 1943г. на плечах отступающего противника войска Красной армии вновь ворвались в Донбасс. В первую декаду февраля шла разгрузка воинских эшелонов немецкой 333-й пехотной дивизии между Лозовой и Барвенково, и в Красноармейском. В конце декады немногочисленные части 35-й гвардейской стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта заняли северо-западную часть Александровского района. Однако, уже в середине февраля в район Ново-Александровки прорвались части немецкой 11-й танковой дивизии, нанося удар на Гавриловку и нарушая работу тыловых коммуникаций подвижной группы Юго-Западного фронта, занимавшей Красноармейское. Немногочисленные части 186-й танковой бригады 10-го танкового корпуса и отдельной 11-й танковой бригады подвижной группы вступили в неравный бой с противником. В связи с наступлением на Красноармейск 3-го танкового корпуса, немецкая 11-я танковая дивизия вскоре возвратилась в сектор западнее Краматорска.
В последней декаде февраля в северо-западной части Александровского района перешли в наступление немецкие мотодивизия СС «Викинг» и 17-я танковая дивизия. Сводный отряд 18-го танкового корпуса (без танков) занял оборону рубежа Ново-Павловка, Ново-Александровка, Ново-Григоровка. Шли тяжёлые бои окружённых частей подвижной группы Юго-Западного фронта в районе Степановки; 7-я и 11-я танковые дивизии противника напирали на Александровку, где оборонялась 44-я гвардейская стрелковая дивизия, вступившая в бой с марша в новомосковском направлении. В середине последней декады февраля была оставлена Александровка и территория Александровского района. Противник вновь прорвался к Барвенково…
Окончательно северо-западная часть Александровского района была освобождена от противника лишь к середине сентября 1943г. после коренного перелома в ходе войны на Курской дуге. Северо-запад района освобождали части 172-й (Ново-Александровка, Ново-Кавказ, Ново-Бахметьево, Елизаветовка) и 244-й (Варваровка, Ново-Александровка, Ново-Кавказ, Зелёное, Карповка) стрелковых дивизий 12-й армии и 1-го гвардейского мехкорпуса 3-й гвардейской армии (Ново-Александровка).
В марте 1943г. в Ново-Александровке действовал подпольный госпиталь. Десятки советских солдат после излечения от ран смогли перейти линию фронта по рубежу р.Северский Донец и продолжать бои по освобождению Донбасса. Жители Красноармейского, Добропольского и Александровского районов, а также советские части и соединения, ведущие бои на северо-западе Донецкой области, заплатили дорогую цену за свою свободу, и забывать их подвиг мы не имеем права.
Места в зоне тяготения к железным дорогам Красноармейск – Доброполье и Мерцалово – Дубово, во-истину, уникальные! В период Донбасской стратегической наступательной операции в августе-сентябре 1943г. в Красноармейском, Добропольском и Александровском районах потери советских войск погибшими и пропавшими без вести были минимальными, - все братские могилы Добропольщины и Александровщины датируются январём-маем 1942г. и февралём 1943г. Практически в каждом селе и посёлке между Красноармейском и Барвенково - Лозовой имеется братская могила советских воинов, и практически каждый остановочный пункт железной дороги Красноармейск – Дубово мог бы стать перевалочной базой в походах к таким захоронениям в январе, феврале, мае и сентябре каждого года. К сожалению, данный потенциал железной дороги в полной мере не использовался, и братские могилы оставались и остаются местными достопримечательностями, которые поддерживаются в более-менее приглядном виде местными жителями и властью на местах. Так, в 2010г. ряд мини-пректов Добропольского района были связаны с обустройством братских могил. В обзорах боевых действий в районе железной дороги не указаны потери среди гражданского населения, попавшего в оккупацию, в карательных операциях вермахта, в «расследованиях» оккупационных властей и поиску партизан. Не дай, Боже, всему этому повториться в какм бы-то ни было масштабе!
Недавно в газете «Совершенно секретно» в свет вышла публикация о поездах-призраках под названием «Поезд, идущий в ад». Статья у меня вызвала самые противоречивые чувства. В статье пишется о том, как 14 июня 1911 г. экскурсионный поезд из 3 вагонов отправился из Рима в Милан и... исчез в тоннеле в Альпах длиною в километр. Таинственному исчезновению предшествовало землетрясение в этих местах. С тех пор вышеуказанный поезд путешествует во времени, появляясь то в прошлом (например, в Мехико в 1840-х гг., где еще не было железных дорог), то в будущем. Несколько раз поезд-призрак появлялся в Украине. Украинский учёный В.Лещатый изучал аномальные явления, рассчитал «график» появления поезда-призрака в Украине, и в 1991г. дождался сей «экспресс» близ с.Заваличи. На глазах у нескольких свидетелей, ученый запрыгнул на подножку последнего вагона и... так же исчез. Больше его никто не видел.
Не смотря на первую реакцию, статья заинтересовала меня, поскольку в 2008 г. поездами-призраками я называл хозяйственные поезда Красноармейской дистанции пути, фактически следующие вне расписания. Один из таких поездов был в сообщении Красноармейск – Дубово Лозовского направления. Так вот, не вдаваясь в паранаучные теоретические выкладки, следует отметить периодическое появление итальянского поезда-призрака в местах боёв, в которых участвовали итальянцы. Эдакая месть за пролитую итальянскую кровь! Причём, железная дорога в этих местах может существовать, но чаще – может быть разобранной в прошлом или построенной в будущем!.. Не статья, а настоящее глумление над погибшими итальянскими воинами и их оппонентами, которыми по воле Муссолини, страдающим комплексом неполноценности, в 40-х гг. оказались и советские воины! Ведь итальянцы отметились и в Донбассе! И по этому поводу, разрешите поиронизировать над данной публикацией в свете запланированного демонтажа участка железной доргоги Золотые Пруды – Дубово, признанного в 2009г. неперспективным.
Вернёмся к направлению Красноармейск – Доброполье – Лозовая. В середине октября 1941г. на рубеж Близнюки – Шостаковка была переброшена дивизия итальянского экспедиционного корпуса «Пазубио Рома» из района Славянки, после чего наступала на Краматорск, Славянск. В середине мая 1942г. западнее Александровки порядки 57-й армии контратаковала итальянская боегруппа Барбо… Так что, уважаемые жители сёл Варваровка, Новоалександровка, Елизаветовка, Карповка Александровского районов и окрестностей! Если у Вас всё-таки разберут участок железной дороги Золотые Пруды – Дубово, и Вы не смотря на это увидите поезд в составе итальянского паровоза и 3-х гламурных вагонов, - ни в коем случае не садитесь в него! Потеряетесь навсегда!.. И не воспринимайте моё возмущение насчёт запланированного демонтажа пути как насмешку над Вами!
Проект
"Добропольский дизель" Поездка
любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск -
Дубово Данные о
существовании линии Красноармейск - Дубово в 30-40-х гг. ХХ
в.
|