Исследования, если так можно назвать мои бессистемные поиски, касательно истории линии Красноармейск - Дубово начинались весьма гладко. Еще со школы знал, что в 1914-1915 гг. был построен участок Гришино (Красноармейск) - Доброполье, до того запустили в эксплуатацию подъездной путь от Гришино до Новоэкономического рудника. А вот когда была построена связка от ст. Мерцалово (линия Красноармейск - Доброполье) до ст. Дубово (линия Славянск - Лозовая) - долгое время для меня оставалось тайной под семью печатями. И вот, одну из этих печатей удалось недавно сорвать! А ведь впереди еще 6 печатей!
Неоднократно замечал некоторый заговор молчания вокруг данной линии. Возможно, он связан с тем, что направление приметил один из "сильных мира сего", и решил использовать ее для своих нужд, подмяв подчистую все пригородные поезда на ней. Иначе я не могу объяснить, почему начиная с 1996 г. на линии отменяются все САМЫЕ удобные пригородные поезда, а взамен не даются ни автобусы, ничего! В 2007 г. был отменен последний пригородный, а в 2009 г. - последний хозяйственный поезд на линии. Кроме того, предусмотрен демонтаж верхнего строения участка Золотые Пруды - Дубово; все необходимые для этого документы отправлены в Киев. Если это кощунство осуществится, то де-факто вместо когда-то пассажироемкого сквозного направления останется подъездной путь Красноармейск - Доброполье - Золотые Пруды...
Так вот, дата строительства линии затерялась в архивах Москвы, а может быть и Питера, и рядовому дончанину доподлинно неизвестна. Первыми советскими картами, на которых была указана линия, и которые мне приходилось наблюдать до 2009 г., были карты 70-х гг., что породило мысль, что линия была построена в 60-х гг. ХХ в. После эту мысль утвердила фраза из путеводителя по Донецкой области А.Скыбенко, что линия берет свое летоисчисление с 1960 г. Оно и увязывалось в логику событий того времени: в 1959 г. в районе хутора Белозерка разведали значительные (на 500 лет) запасы коксующегося угля, а в 1969 г. открылись шахты "Белозерская" и "Новодонецкая". Далее были народные поезда Иловайск - Лозовая и Попасная - Доброполье, которые мне приходилось не раз видеть из окна общежития г. Родинское, в котором жила наша семья, и даже на перроне ст. Родинская, Красноармейск.
Однако, выяснилось, что это направление старше, чем полагал я! Буквально на днях позвонил знакомый, и сообщил, что в VI томе "Большой Советской Энциклопедии" периодом строительства линии обозначен промежуток времени с 1935 г. по 1940 г. (т.е. как и для полумифического ЖД-направления Красноармейск - Павлоград - Золотоноша - Ровно). А самые старые схемы, где указана линия от Мерцалово до Дубово, мне в этом году пришлось найти в сети Интернет, и приходились они на 1942 г. Это были карты и схемы боевых действий весны 1942 г. Точнее, карты не 1942 года выпуска, а более поздние, но отображали они события печально известной битвы за Харьков в мае 1942 г. И, о-чудо, на картах указана линия Красноармейск - Дубово! Что это, фантом (ошибка картографов) или действительность?
Но самые ценные сведения - это свидетельства очевидцев наличия чего-то когда-то и их потомков. Не так ли? Таким оказался мой виртуальный знакомый, назвавший себя САНКТ; поэтому дадим ему слово:
Давным давно отец и дед рассказывали мне "ГОГОЛЕВСКУЮ ПРИТЧУ" про Ж.Д.дорогу Красноармейск - Лозовая.
Мой дед в 1941-1942г.г. работал слесарем в ГришИно и жил около моста через Ж.Д. дорогу. Их почти всех классных специалистов депо и слесарной мастерской, хлебопекарни и простых пацанов лет 14-17, раптом отправили НЕМЦЫ под охраной РУМУН на принудительные работы в район Запорожского хутора, Мерцалово, Дубово...
И он 2 месяца спешно строил Ж.Д. дорогу для ФАШИСТОВ.
A потом измождённый и чуть живой вернулся на постоянную работу (под фашистскими оккупантами) в Гришино (Красноармейск) и лицезрел множество составов с военной техникой, углём, цистернами с надписями "КАВКАЗ", уходящих на Восток.
Возможно они строили именно этот участок (Доброполье - Дубово - Лозовая). Который был очень важен для немцев - самая короткая прямая на харьковское !!! и кавказское направление.
Если хорошенько вспомнить, то много интересного можно откопать в закоулках своей памяти.
Oтец говорил,что в 1957 или 1958 на первомайские праздники они ездили на мотоциклах в Мерцаловский лес и на рыбалку в Александровку, Степановку по заросшей травой насыпи,где сейчас проходит путь на Дубово. Значит дренаж ещё работал. Дело тёмное,но старожилы "брехали" об существовании этой дороги. А если вспомнить про тяжёлые времена, вполне могли деревянные шпалы растащить для постройки хат.
Как видно, дедушка данного человека вполне мог ремонтировать ЖД как на Доброполье, так и на Дубово. И в дополнение к этому, хочу сказать что главная автодорога из Красноармейска до Доброполья, Александровки в 40-е гг. ХХ в. шла через Гришино...
Еще позже были обнаружены упоминания о существовании железной дороги от Мерцалово до Дубово во время войны в книгах российского историка А.Исаева "Когда внезапности уже не было" и "1943-й: От трагедии Харькова до Курского прорыва". Ссылаясь на мемуары как советских, так и немецких офицеров, А.Исаев рассказывает о событиях лета 1942 - весны 1943 гг., среди прочего описывает бросок танковой группы генерала М.М.Попова на Доброполье и Красноармейск с последующим отступлением в феврале 1943 г. Там упоминается окружение 10 и 18 танковых корпусов у д. Степановка (ныне - Александровский район), где имелся узел автодорог и железная дорога на Днепропетровск. Линия Красноармейск - Дубово расположена таким образом, что едь хоть на Красноармейск, хоть на Дубово - все равно попадешь на Днепропетровск без смены направления движения.
Разговоры о военной истории линии Дубово - Красноармейск с директором музея истории и развития Донецкой ЖД прояснили лишь техническую сторону функционирования участка в годы войны. Так, эшелоны с оружием и техникой на Кавказ могли идти из Европы, а топливо могли "разливать" на Кременчугском НПЗ (по словам директора музея, он к ВОВ должен был работать). Переприцепка паровозов осуществлялась в Полтаве, Красноармейске, Таганроге и т.д., причем от Полтавы до Красноармейска состав мог идти с двойной тягой (плечо превышало 250 км, а это многовато для паровоза). Однако, в датах ничего узнать не удалось. Жаль!.. Это показывает, как мало мы знаем о направлении Красноармейск - Дубово и его потенциальных возможностях. А это позволяет верить чиновникам, которые утверждают, что линия Красноармейск - Дубово бесполезная и лишняя...
Проект "Добропольский дизель"
Поездка любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск - Дубово
Сайт управляется системой uCoz
|