Остановочный пункт 52-й километр… Пожалуй, самое бурно развивающееся место на севере Добропольского района
(после сельхозгигантов Анновки и Доброполья).
Село Нововодяное, находящееся в непосредственной близости к блочку, связано автобусным
сообщением с Добропольем, Краматорском, Красноармейском, менее
интенсивным - с Белозерским, который находится в 6 км от
полустанка. Через село транспорт ходит слабо: с юго-запада на
северо-восток через село проходит железная дорога
Красноармейск - Дубово с одной парой грузовых поездов в
сутки Красноармейск - Золотые Пруды. С северо-запада на
юго-восток, по главной улице села проходит автодорога из
Белозерского к автодороге Т-0514 Доброполье - Красный Лиман,
по ней ходят 2 пары маршрутных такси Краматорск - Белозерское.
Автобусы в
Александровском направлении ходят из Доброполья и
Белозерского, а в Дружковку -из Золотого Колодезя.
Село Нововодяное возникло в первой половине XIXв. Современное название, в честь притока р.Самары - р.Водяной, появилось на заре Советской власти, однако окончательно закрепилось за селом после Великой Отечественной войны. Историческое название – Бушиновка (на некоторых старых картах – Бумыновка), в честь местного помещика. В конце XIXв. в селе велась кустарная добыча каменного угля. На х.Мисюро-Артюхи, в центре нынешнего села, жили зажиточные крестьяне, а на х.Лояновка – бедняки.
В начале 20-х гг. открывается школа в Весёлом Поле. Первые СОЗы в селе появились в конце 20-х гг. ХХв., колхозы - в 1930г. В Нововодяном действовали колхозы «Мисюро-Артюхи», «Коммунист». В середине 30-х гг. в Ново-Водяной было 44 двора, в Мисюро-Артюхах – 58 дворов. Незадолго до Великой Отечественной войны в Нововодяном была открыта школа в доме бывшего управляющего. Детсад открыли ещё в 1931г. В годы войны она была разрушена, и в первые послевоенные годы дети учились в обычном сельском доме.
В 1950г. все колхозы на территории сельсовета были объединены в колхоз им.Урицкого с более, чем 80 единицами сельхозтехники, 6 тыс. га земель (в основном – зерновые культуры, садоводство) и 6 фермами (мясо-молочное животноводство). Силами колхоза была построена вся социально-бытовая сфера сельсовета и система орошения (запруда в Нововодяном). В 1953г. село (163 двора) электрифицировано. Ныне в селе работают школа I-II ступеней (построена в 1962г., на 100 мест), детсад (40 мест), 3 фельдшерско-акушерских пункта, сельский клуб на 250 мест, почта, магазины. В советские времена функционировали библиотека (9 тыс. книг) и столовая. На территории сельсовета действуют агрофирма «Світанок», СООО «Доброе Поле», «Заря», крестьянские (фермерские) хозяйства «Агродеталь», «Агропроминвестстрой», «Агролига», «Рассвет» (данные за 2007г.). В центре села находится братская могила, на которой в 1970г. был установлен обелиск Славы в честь освободителей села и односельчан, погибших в Великой Отечественной войне (34 человека). Из Нововодяного – по 2 автобусных рейса до Белозёрского, Белицкого (ч/з Белозёрское), Краматорска, Славянска, однако от остановки у села на автодороге внутриобласного значения Т-0514 Красный Лиман – Доброполье (2,5 км от платформы 52 км) автобусов в добропольско-красноармейском и краматорско-славянском направлениях намного больше – более 10 рейсов в сутки в каждую сторону.
В 1962-2009гг. пассажирские перевозки на территории сельсовета осуществляла Донецкая железная дорога. В 1954г. через Нововодяное прошёл подъездной путь к гидрошахтам «Пионер», «Красноармейская» №2. В 1957-1961гг. путь достраивался до ст.Дубово лозовского направления, строились пассажирские платформы. Так, в Нововодяном появилась платформа 52 км. В 1962-2007гг. на участке курсировали пригородные поезда (2 вагона под локомотивом) Красноармейск – Дубово, а в 1965-1993гг. – местный дизель-поезд (4-8 вагонов) Иловайск – Донецк – Лозовая. В 2007г. в связи с недостаточным пассажиропотоком состав пригородного поезда Красноармейск – Дубово был уменьшен до 1 вагона, а поезд переведен в разряд хозяйственных. В 2009г. в связи с тяжёлым финансовым положением хозяйственные поезда отменены. Сейчас по железнодорожному участку, проходящему через село, курсирует 1-2 грузовых поезда в сутки; иногда проследуют локомотивы резервом и путейские дрезины. Село Благодать (Прибытково) возникло в XIXв. В южной части современного села находился х.Ивановский. Рядом находился х.Крупко, названный в честь местных помещиков, с заводом, выпускавшим добротный кирпич. В начале 20-х гг. в Любицком и Урицком (последнее – Новоалександровка, она же – Зноскова Лощина, сросшаяся с х.Беляевский) были открыты начальные школы. В 30-е гг. школа была открыта и в Лидино.
Первые колхозы в селе и окрестностях возникли в 1930г. (так, в Благодати действовал колхоз им.Ленина, а в Любицком – «Любицкий»), которые в 1950г. объединились. Центральная усадьба находилась в соседнем Нововодяном. До 1965г. в селе Благодать находился сельсовет. В 1962-2009гг. из села (от платформы 49 км) курсировали пригородные и хозяйственные поезда до ст.Красноармейск и Дубово, а в 1965-1993гг. – местные дизель-поезда Иловайск – Лозовая. Ныне из села не ходят ни поезда, ни автобусы. Хотя, район перспективный. Севернее села Урицкое на территории Александровского района разведаны запасы кирпичного сырья, промышленная разработка которых признана целесообразной.
В с.Благодать и Урицкое - братские могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. В братской могиле с.Благодать похоронены 152 солдата и офицера Красной армии, погибших в боях за село. В 1990г. произведено перезахоронение останков воинов, погибших в боях за село Урицкое, а в 2003г. – открыт памятник односельчанам (64 человека) и освободителям села, погибшим в Великой Отечественной войне.
Своим названием г.Белозёрское, что в 6 км от платформы 52 км, обязан хутору Белозёрка (ныне – п.Боковое), основанному в 1913г. зажиточными крестянами, купившими землю недалеко от большой проезжей дороги из Барвенково в Гришино. На месте нынешнего города существовал х.Белозёрский, к Великой Отечесткенной войне ликвидированный. В 1941г. «Донгипроград» наметил площадку для будущего города на месте ликвидированного хутора. В 1930г. здесь был организован свх.Большевик. Так, в 1,5 км юго-западнее хутора находился скотный двор. Школа находилась в Новоукраинке. В 1929-1932гг. экспедиция «Артёмгеологии» обнаружила залежи каменного угля возле рек Самара, Водяная, Гнилуша, и были пробурены разведскважины. Однако, к промышленной разработке угля дело дошло лишь после войны. В 1945-1947гг. институт «Южгипрошахт» составил проект шахты «Доброполье» № 3 (ныне – «Белозёрская») и г.Белозёрское. В 1947г. началось строительство шахты, города и подъездного пути от ст.Лунная в г.Доброполье. В 1950г. был составлен проект и начато строительство малых шахт «Гнилушанская» № 1 и «Гнилушанская» № 2. Как самостоятельные единицы они существовали недолго, и уже в 1959г. были присоединены к «Белозёрской».
Одновременно с шахтами, тресты «Красноармейскшахтострой» и «Красноармейскжилстрой», стройуправления № 1, № 2 вели строительство городка и аварийных посёлков шахт. Так, аварийный поселок шахты «Белозёрская» строился на месте старого хутора Белозёрка, пострадавшего после боёв в феврале 1943г., и впоследствии получил название Бокового. В 1950г. был построен первый дом на месте будущего города Белозёрское, а в 1951г. появились несколько первых улиц. До 1955г. были открыты детсад, школа, больница, несколько магазинов. В 1956г. Белозёрское получил статус посёлка городского типа, а к 1962г. были открыты Дом культуры, библиотека, две школы и профтехучилище. В 1966г. Белозёрское получил статус города районного подчинения. До 1970г. в городе были открыты детская библиотека, ещё одна школа и спорткомплекс. Ныне в городе работает также Клуб юных техников, парк культуры и отдыха.
В 1949-1959гг. севернее Белозёрского были разведаны значительные запасы коксующихся углей. В 1954г. началось строительство гидрошахт «Добропольская» № 1, «Добропольская» № 2, объединённых позже в гидрошахту «Пионер», а также «Красноармейская» № 1 (ныне – «Новодонецкая») и «Красноармейская» № 2. Первая вступила в строй градообразующая для пгт Новодонецкое гидрошахта «Пионер» - в 1961г., позже, в 1967г., - «Красноармейская» № 2 в комплексе с центральной обогатительной фабрикой «Красноармейская», и лишь в 1968г. – «Новодонецкая». На последней шахте в силу объективных обстоятельств не удалось наладить гидродобычу угля, которая в те времена считалась перспективной технологией, и шахта перешла к «сухому» способу добычи. В 1999г. в связи с высокими эксплуатационными затратами на гидровыемку угля началось закрытие гидрошахты «Красноармейская» № 2 и центральной обогатительной фабрики «Красноармейская». В 2002г. был разобран пятикилометровый участок пути между шахтами «Новодонецкая» и «Пионер», а также путевое развитие сборной станции и погрузочных устройств гидрошахты и центральной обогатительной фабрики.
В последние годы не утихают скандалы вокруг проседания почвы на территории г.Белозёрское вследствие подработки угольных пластов под городом. До 70-х гг. план горных работ шахты «Белозёрская» не был согласован с планом градостроительства, вследствие чего велась интенсивная отработка пластов, которые должны были находиться в охранной зоне. В результате, почва над отработанными пластами вместе с объектами жилфонда и инфраструктуры города просела на 2,7…2,8 м. В стенах домов появились трещины толщиной до 5…10 см. С проседанием почвы многие канализационные трубы приобрели отрицательный уклон, и возникла проблема подтопления.
С 2010г. арендаторами шахты «Белозёрская» поставлен вопрос о подработке города 5-й южной лавой, в результате которой грунт может просесть ещё на 1,7 м. В зону подработки попадало 45 жилых домов. После того, как мэр отказался подписывать схему подработки, с новой силой разгорелся конфликт местной власти, которую поддержали горожане, и «Добропольеугля» с арендаторами шахты, тянущийся с 2008г. В целом, после подработки всех пластов под городом, почва может просесть до 8 м.
Во время Великой Отечественной войны район Белозёрки, Нововодяного и окрестностей не раз становился объектом ожесточённой схватки между вооружёнными силами вермахта и советской стороной. В октябре 1941г. части 12-й армии, после сдерживающих боёв, оставили данный район. Закрепившись на рубеже р.Северский Донец, советские войска в январе 1942г. перешли в контрнаступление на Доброполье: части 5-го кавкорпуса (три кавдивизии и две танковые бригады) – из района Александровки через Белозёрку (части 60-й кавдивизии), а части 1-го кавкорпуса (одна стрелковая дивизия, сводные силы кавалерии при поддержке танков) – из района Очеретино. Лыжные батальоны 255-й стрелковой дивизии 57-й армии, усиленные батальонами кавалерии из трёх дивизий 1-го кавкорпуса, заняли позиции в районе Нововодяного, Благодати, Лидино. Однако, наступление закончилось неудачно, и подвижной группе Южного фронта пришлось отступить с большими потерями.
В феврале 1943г. советский 4-й гвардейский танковый корпус (с 9-й гвардейской танковой и 7-й лыжно-стрелковой бригадами) совершил рейд через сектор Нововодяного в район Красноармейского, Доброполья, вытеснив мелкие части 333-й пехотной дивизии противника на правый берег р.Казённый Торец. Позже в район Нововодяного, Доброполья советское командование начало стягивать и другие танковые корпусы оперативной группы: 10-й (в авангарде которого двигалась знаменитая 183-я танковая ьригада), а затем – 18-й.
Однако, противник подтянул подкрепление в виде 11-й танковой дивизии и ударил в тыл советской подвижной группе в направлении Нововодяного, Степановки, Александровки. Завязались тяжёлые бои в районе Нововодяного, где оборону держал 18-й танковый корпус. В районе Новотроицкого был уничтожен батальон 7-й отдельной лыжно-стрелковой бригады. Одновременно, части 7-й танковой дивизии противника и мотодивизии СС «Викинг» вытесняли советские танковые и мотострелковые части из района Красноармейского, Доброполья. Район Белозёрки оборонял 10-й танковый корпус, а район Благодати, Лидино – 18-й танковый корпус. Тяжелыми были бои в районе Благодати – основная группа корпуса пыталась деблокировать отрезанную и окружённую группу (практически без танков) во главе с комкором.
Вернулись советские войска в данный район лишь в начале сентября 1943г. Район Белозёрки, Нововодяного и окрестностей был освобожден 266-й (Белозёрка) и 279-й стрелковыми дивизиями (Ново-Троицкое, Первомайское, Благодать) 3-й гвардейской армии.
Т.о., район с.Нововодяное интересен в плане перспектив развития агротуризма. Шахтёрский городок Белозёрское перспективен в плане промышленного туризма (действующие шахты) и экзотического «эбэндэнд-туризма» - посещения строений на промплощадке бывшей гидрошахты и ЦОФ «Красноармейская» при условии обеспечения безопасности посещающих. В плане исторического туризма интересен весь район, описанный выше. В первую очередь, это братские могилы советских воинов времён Отечественной войны, имеющиеся в наличии почти в каждом селе. Однако, не только этим ограничиваются перспективы исторического военного туризма.
По данным историков и археологов Б.А.Рыбакова и С.А.Плетнёвой, р.Водяная, протекающая в районе платформы 52 км, - и есть легендарная Каяла, где произошла известная битва князя Игоря с половцами в 1185г. Место битвы учёные локализировали севернее современного Нововодяного. В своих исследованиях Б.А.Рыбаков и С.А.Плетнёва опровергали классическую гипотезу, в которой утверждалось, что битва Игоря с половцами в 1185г. состоялась в бассейне р.Северский Донец. Б.А.Рыбаков отвергает также связь со сражением названий рек в бассейне Дона, Северского Донца, Азовского моря, созвучных с Каялой. Так, академик обращает внимание, что Ярославна, оплакивая пленение мужа, обращается не к Дону, а к Днепру. Рассматривая два «днепровских» варианта – «северный» («орельский», отстаиваемый В.Г.Фёдоровым) и «южный» («самарский», отстаиваемый А.В.Лонгиновым), Б.А.Рыбаков остановился на последнем. «Орельский» вариант был отброшен из-за того, что в данном случае Игорь вышел бы из Чернигово-Северских земель, прошёлся бы по краю Земли Половецкой, и вошёл бы в Переяславское княжество, не выходя вглубь вражеской территории.
Однако, вариант А.В.Лонгинова был принят лишь частично. Изначально отождествлялась р.Сюурлий – один из ориентиров битвы в Слове – с притоком Самары, а Каяла – на которой произошла генеральная битва – с Сухими или Мокрыми Ялами, притоком Волчьей. Б.А.Рыбаков провёл масштабные комплексные исследования Слова, связанных с ним летописей, произвёл военно-технические расчёты, археологические исследования, а также изучение предполагаемого места битвы на карте и на местности. В основу методики локализации места битвы легли следующие положения:
- поле битвы пролегло на расстоянии полутора переходов (ночь и полдня) от р.Салница, которая локализовалась как пересохший ныне приток Северского Донца, впадающий в последний в районе современного Изюма;
- первая стычка с половцами произошла за Сюурлием, заболоченной речкой, на «противоположном» берегу, и русичи гнались за половецкими «вежами» от полудня до ночи. С.А.Плетнёва предполагает, что это были «лже-вежи», которые лишь отвлекали на себя внимание русичей;
- ночёвка русичей произошла «за шеломянем», который отождествлялся с некоторым водораздельным хребтом между бассейнами рек.
Принимая за исходный вариант «изюмской Салницы», Б.А.Рыбаков очертил на карте дугу окружности, радиус которой равен полутора переходам, и нашёл водораздел между бассейнами рек Самара и Северский Донец, - т.н. «днепрово-донской шеломянь». Принимая за путь русичей в полутора переходах, который находится в пределах 40-80 км, Б.А.Рыбаков очертил две дуги: «малую», 40-километровую, которая приходилась на бассейн р.Сухой Торец, и «большую», 80-километровую, которая приходилась на бассейн рек Орель, Самара и её притока Быка. Если местность по «малой дуге» представляет из себя ровную степь без оврагов и перелесков, то по «большой дуге» местность овражистая, изрезанная реками и балками, которая напоминает местность, описываемую в Слове. Следовательно, дальнейшие исследования были связаны с данной местностью. Орельский вариант был признан нереальным из соображений, указанных выше.
Кроме того, бассейн р.Самара был намного ближе к известным кочевьям хана Кончака в бассейне Казённого Торца. Здесь, по водоразделу Днепра и Дона, был найден Сюурлий, одно из значений названия которого в тюркском языке передаётся как «много быков». Поэтому, было обращено внимание на «много Быков» в бассейнах Самары и Торца: р.Бык – приток р.Самара, р.Бычёк – приток р.Бык, р.Бычёк – приток Сухого Торца, р.Бычёк – приток Казённого Торца и, немного в стороне, - р.Бычёк – приток Кривого Торца. Итак, Б.А.Рыбаков полагал, что Сюурлий – это р.Самара, берега которой ранее были заболоченными, а Каяла находится в междуречье Самары и Быка. Учитывалось предположение, что Игорь шёл в степь не с целью отогнать половцев как можно дальше, а с целью их ограбить (возможно, чтобы быстрее жениться на Кончаковне). Дополнительным ориентиром было озеро, возле которого Игорь видел, как бьётся его брат Всеволод, а также каменистые берега Каялы.
Выбор остановился на р.Водяная, - притоке р.Самара, которая, действительно, находится между Самарой и Быком. Низменные берега Самары и Быка – заболочены, и вполне отвечают описанным в Слове местам, где погибло много русичей, спасаясь от половцев бегством. Приток Самары Гнилуша, протекающая также между Самарой и Быком, также входит в поле предполагаемого места битвы. Здесь, в верховьях реки, по мнению С.А.Плетнёвой, располагались «лже-вежи». Белое озеро, которое расположено между Быком, Гнилушей и Водяной, Самарой, по мнению Б.А.Рыбакова, - это и есть то озеро, где Игорь видел Всеволода. А в 10 км от озера, в районе современного Нововодяного, есть балка Скелеватая, в переводе на русский язык – Каменистая – или Каяла.
Если верить данной гипотезе, то место битвы русичей с половцами было наиболее неблагоприятным для русичей. Система балок и озёр, болотистые берега Самары – с севера и востока, Быка – с юга, грязной Гнилуши с солёной водой – с запада. Кончак смог навязать своему будущему зятю Игорю место битвы, наиболее выгодное для хозяев степи. Хотя, и для половцев эта местность была гиблой: здесь не было даже половецких каменных баб, которые встречаются в немалых количествах на других территориях украинских степей. Заманив Игоря и иже с ним «лже-вежами», где русичи захватили богатые трофеи, но где не было ни скота (атрибута стоянок кочевников), ни охраны, половцы усыпили бдительность русичей, предоставив им возможность ночевать в степи с пересечённой местностью. А на следующее утро русичи и поплатились за свою дерзость и недальновидность.
Не менее интересный вопрос – каким образом русичи пришли к Каяле. Б.А.Рыбаков полагал, что Игорь шёл Муравским шляхом, который шёл по водоразделу Самары и Северского Донца, в верховьях пересекал Самару, Водяную, Бык. Однако, каким образом князь вышел от Изюма на Муравский шлях, который шёл совершенно иным путём (через современную Лозовую)? По Солёному шляху, вдоль которого в XIXв. проходила уездная дорога из Криворожья в Славянск и Бахмут, и пересёк Самару в районе современной Весёлой Горы? Версия Б.А.Рыбакова, как и любая другая, не лишена загадок…
Т.о., территория в треугольнике Нововодяное – Белозёрское – Степановка, по версии Б.А.Рыбакова и С.А.Плетнёвой, является местом печально известного побоища князя Игоря с половцами в 1185г., закончившегося страшной трагедией. А поскольку версии, подкреплённые научными доказательствами, имеют право на существование, это следует отмечать не только в научных монографиях и учебниках по истории. Примерно половина из всех мест, где предполагается легендарная Каяла, находится на территории Украинского Донбасса. Почему наши региональные власти не используют данный факт в целях популяризации нашей истории и дополнительной рекламы Донбасса, не стимулируют развитие исторического туризма в регионе – одному Богу известно! А ведь развитие туризма может спровоцировать, ни больше ни меньше, реанимацию пассажирского железнодорожного сообщения в регионе! И если это случится, на восстановленной платформе 52 км должна быть установлена соответствующая мемориальная доска и надпись «Остановочный пункт Каяла – 52 км». Впрочем, на всех пассажирских станциях платформах Донбасса, связанных с реками и балками, где учёные предполагают местонахождение Каялы, к уже существующему названию раздельного пункта должна добавляться приставка «Каяла»!
Проект
"Добропольский дизель" Поездка
любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск -
Дубово Данные о
существовании линии Красноармейск - Дубово в 30-40-х гг. ХХ
в.
|