ДОНБАСС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Железнодорожная инфраструктура Донбасса глазами пассажиров и просто путешественников...
ГЛАВНАЯ
HOME PAGE
ИСТОРИЯ
СХЕМА
ЖД-ЛИНИИ
СТАНЦИИ
РАСПИСАНИЕ
ПРИГОРОДНЫХ
ПОЕЗДОВ

ФОТОГАЛЛЕРЕЯ
РАССКАЗЫ О
ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГАХ
ДОНБАССА

НАШИ ВСТРЕЧИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ВОПРОСЫ
РАЗВИТИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА

ФОРУМ
"Пост Ворскла"

Транспортный
форум Украины

Обратная связь
ССЫЛКИ
ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУНКТ 41 км: КАПИТАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (Степановка Александровского р-на)  

           История села Степановка также берёт своё начало с момента основания сторожевого поста украинского казачества в этих местах. После войны с турками в 1768-1774гг. местность в районе современного села была передана помещику Коху, и хутор из 10 хат, с которого берёт начало современная Степановка, ранее назывался Коховка. В 1778г. в Коховке проживало почти 600 человек. В 1854г. Коховку переименовали в Степановку, а в 1859г. Степановка стала волостью. После реформы 1861г. помещица Кох открыла винокуренный и кирпичный заводы. Ежегодно в селе проходили ярмарки, а еженедельно крестьяне ездили на торжища в Гришино и Барвенково. В Степановке работали хлебные склады, магазины, кабаки. С 1862г. в селе работали фельдшерский пункт и церковно-приходская школа. Свято-Стефановская церковь неразрывно связана с историей дореволюционной и современной Степановки. С 1904г. степановцы работают на шахтах Донбасса. В 1907г. в селе открыта больница, а в 1912г. – четырёхклассная школа, где обучалась треть детей села.

           В конце 1931г. в селе созданы две сельхозартели. После войны их количество достигло пяти, и в феврале 1951г. они были объединены в сельхозартель им. Калинина (почти 5,0 тыс. га сельхозугодий, из которых – 4,2 тыс. га пахоты). В 1933г. была открыта Степановская МТС, а в 1937г. село радиофицировано. В 1954г. открыты ремонтные мастерские. В советское время в селе также работали школа, клуб, библиотека, почтовое отделение. Рейсовый транспорт из села – проблема современного села, автобусы здесь уже 4 года не ходят, ближайшая остановка – в Иверском, в 2 км от окраины Степановки (автобусы на Доброполье, Донецк, Александровка, немного – на Лозовую и Краматорск). Пригородные (рабочие) поезда не обслуживают территорию сельсовета с 2009г.

           На территории современного Иверского изначально существовали сторожевые посты запорожцев для защиты от набегов татар. В первой четверти XIXв. хутора в округе выкуплены богатым казаком Самойловым. Отсюда – второе название Иверского – Самойловка. В селе имелась ветряная мельница. После реформы 1961г. в Иверском появились земская школа, библиотека, а в соседней Шостаковке – земская больница. В 30-х гг. в Шостаковке действовала и ветслужба. Колхозы Иверского и Шостаковки, возникшие в 20-30-е гг. ХХв., в 1956г. были объединены в колхоз им.ХХ Съезда КПСС (4,6 тыс. га сельхозугодий, из них – 4,1 тыс. га пахоты; ныне – КСП «Нива»). В советское время в Иверском были построены Дом культуры, детсад, начальная школа, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт.

           Между с.Степановка и Самарское находится д.Куроедовка, в районе которого был расположен остановочный пункт 41 км, построенный в 1961-1962гг. В 1962г. по участку Дубово – Мерцалово прошёл первый пригородный поезд с аналогичным сообщением, вскоре продлённый до Красноармейска. В 1965-1993гг. ходил местный дизель-поезд Иловайск – Лозовая. В 60-90-х гг., а также в начале XXIв. ходили поезда из Красноармейска и Мерцалово до Легендарной, Золотых Прудов, Ветерка и Дубово. Последний пригородный поезд Красноармейск – Дубово – Красноармейск прошёл через 41км в 2007г., а хозяйственный – в 2009г. В 50-90-х гг. на участок Мерцалово – Легендарная отправляли грузы гидрошахты «Красноармейская», «Пионер», Легендарненский элеватор и Золотопрудская нефтебаза. Хоть в 1997г. гидрошахту «Красноармейская» закрыли, «Пионер» переведена на «сухой» способ угледобычи, и её запасов хватит более, чем на 200 лет. Легендарненский элеватор, рассчитанный на хранение 150 тыс. тонн зерна и ежесуточную отгрузку 2 тыс. тонн, в последнее время стал объектом пристального внимание главного бизнесмена Донбасса. Поэтому, стабильная работа железнодорожного участка Мерцалово – Золотые Пруды обеспечена. Необходимо лишь привести в порядок путь.

          Между Степановкой и Урицким разведаны значительные запасы кирпичного сырья, промышленная разработка которых признана целесообразной. Грунтовка между этими двумя сёлами проходит по глинозёму, поэтому во время весенней и осенней распутицы проходится лишь на полноприводных джипах. Но главные сокровища здешних недр – это, конечно, уголь. В советское время был сдан для промышленной разработки участок каменноугольного месторождения Самарский-Капитальный, а в 2006г. перспективным признан проект строительства шахты «Самарская-Капитальная». А в 2008г. Донецкий облсовет ходатайствовал о предоставлении аренды на поле из 9 пластов в недрах вышеназванного участка для ООО «Донпромуголь»…

          В селе Самарское, что в 4 км от платформы 41 км, в советские времена находилась усадьба совхоза «Самарские Ставки» (4,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 3,9 тыс. га пахоты, выращивание зерновых, производство мясомолочной продукции), ныне – одного из ведущих предприятий района. В сёлах Самарское и Весёлая Гора также были открыты школа, клуб, 2 библиотеки, детский сад, кирпичный и хлебный заводы, столовая, почтовое отделение и филиал Степановской больницы. Для привлечения в совхоз молодых специалистов, в 1980-1981гг. на окраине села Весёлая Гора был построен современный микрорайон с одноэтажными коттеджами, двухэтажными жилыми домами и постройками бытового назначения. Имеется братская могила с памятникам освободителям Самарского. От Самарских ставков ходят рейсовые автобусы на Краматорск. До конца 80-х гг. в районе Весёлой Горы существовала остановка пригородного поезда 46 км.

           В годы Гражданской войны Степановка, как крупное село на пересечении дорог, была объектом постоянной борьбы между противоборствующими сторонами. Так, в апреле 1918г. австро-немецкие войска вытеснили из села части скандально известной 3-й Украинской Советской армии. После анархии конца 1918г., в январе 1919г. в селе ненадолго урверждается Советская власть, выбитая в конце мая 1919г. белогвардейцами Добровольческой армии. Контрмеры красных партизан и полка Червоного казачества в июне 1919г. оказались безрезультатными – фронт откатился далеко на север. Лишь в декабре 1919г. 8-я кавдивизия Червоного казачества освободила окрестности Степановки, а в феврале 1920г. (!!!) в селе окончательно утвердилась Советская власть. Следующей большой проблемой для новоиспечённой власты были махновцы. Особенно «отличились» борцы за «народное благосостояние» в мае, июле 1920г. и январе-марте 1921г. Кровь лилась рекой…

           Великая Отечественная война – отдельная страница драматических событий в районе Степановки, Иверского, Самарских ставков. В октябре 1941г. сюда вышли передовые части немецкой 17-й армии. Отступавшие арьергарды 12-й армии Южного фронта, только что вышедшие из окружения на территории Днепропетровской области, долго избегали соприкосновения с противником. Первой в район Степановки вышла 15-я стрелковая дивизия, переброшенная вскоре под Доброполье. Её сменила также вырвавшаяся из западни 230-я стрелковая дивизия, немногочисленные части которой заняли оборону на передовом рубеже Шестаковка, Степановка. Контрудар по наступающему противнику в районе Иверского был неудачным, и дивизия отступила к Самарским ставкам, а вскоре – в район Краматорска.

           В январе 1942г. началась первая стратегическая наступательная операция советских войск Юго-Западного направления на территории Украины. За неделю кровопролитных боёв, была взломана оборона вермахта на рубеже р.Северский Донец, освобождён г.Барвенково, а противник – разбитые части немецкой 17-й полевой армии – на красноармейском направлении были оттеснены на рубеж р.Самара. Подвижная группа Южного фронта, 5-й кавкорпус со средствами усиления, форсировал Самару, овладел рубежом Степановка, Марьянка и устремился на Доброполье. Ударная группировка 1-го кавкорпуса небольшими отрядами заняла позиции между Очеретино и Добропольем, в т.ч. на территории Самарских ставков. Немецкая 100-я легкопехотная дивизия была контратакована наступающими и заняла оборону в верховьях р.Маячка, а брешь между реками Самара и Маячка пыталась прикрыть немецкая 68-я пехотная дивизия.

           Положение наступающих всё ухудшалась: немецкие 68-я пехотная и 100-я легкопехотная дивизии вышли мелкими группами в тыл советским войскам, заняв Степановку и Самарские ставки, поставив снабжение подвижной группы советских войск в районе Доброполья под угрозу. В конце января – начале февраля 1942г. Степановку атаковали части 4-й гвардейской, 131-й и 6-й танковых бригад со стороны Иверского. Противостоящая им боегруппа Хубе (14-я танковая и 100-я легкопехотная дивизии) атаковала в направлении Самары. Временно стабилизировал ситуацию начавшийся отход частей 5-го кавкорпуса к р.Самара. Со стороны Беззаботовки и Самарских ставков Степановку атаковала группа 1-го кавкорпуса. Однако, в середине февраля 1942г. боегруппы отступили на северный берег р.Самара, после чего фронт стабилизировался. Атаки 57-й армии в начале марта ни к чему не привели.

          После окончания весенней распутицы советская сторона активизировала действия на харьковском направлении. Оборона севернее Александровки, Золотых Прудов, Славянска оказалась ослабленной, что побудило немецкую сторону приготовиться к решительному контрнаступлению. Советская разведка постоянно фиксировала перемещения автотранспорта с опознавательными знаками 14-й танковой, 60-й моторизованной и 100-й пехотной дивизии из Доброполья в Степановку, однако командование Юго-Западного направления не вняло предостережениям… В мае 1942г. советская сторона потерпела одно из наиболее сокрушительных поражений между Харьковом и Донбассом – в результате мощного внезапного удара немецкой группы Клейста в окружении оказалось ок. 250 тыс. солдат и офицеров Красной армии. Вырваться из западни удалось лишь немногим…

           В феврале 1943г. советские войска на плечах отступающего из-под Сталинграда противника ворвались в Донбасс. Части 35-й гвардейской стрелковой дивизии атаковали район Степановки от рубежа р.Самара. Позже к атакам присоединились части 186-й танковой бригады 10-го танкового корпуса, выбившие из села 333-ю пехотную дивизию. Однако вскоре к селу подоспели передовые силы немецкой 11-й танковой дивизии. Пришлось для стабилизации ситуации перебрасывать сюда 181-ю танковую бригаду 18-го танкового корпуса, а также пехоту в виде 5-й и 10-й лыжно-стрелковых бригад. С юга и юго-востока напирали части немецкого 40-го танкового корпуса: 11-я танковая дивизия не подпускала к Степановке передовые части 3-го танкового корпуса, 7-я танковая дивизия с мотодивизией СС «Викинг» нанесла поражение частям 10-го и 18-го танкового корпуса в районе Доброполья. Долго не задержались здесь части 44-й гвардейской стрелковой дивизии, выбитые дивизией СС «Викинг» на северный берег р.Самара.

           Кульминацией событий стала последняя декада февраля, когда в Степановке были окружены основные силы 10-го и 18-го танковых корпусов, оступившие из-под Доброполья. Остатки советской подвижной танковой группы выходили в направлении Александровки, Беззаботовки как с боями, так и с помощью местных жителей. Последними район Степановки и Самарских ставков в феврале 1943г. покинули 9-я гвардейская танковая бригада, отступавшая из-под Красноармейского, и сводный отряд 110-й и 170-й танковых бригад (без танков) 18-го танкового корпуса, соответственно. Вернуться сюда советские войска смогли лишь в сентябре 1943г. Части 59-й стрелковой дивизии освободили Самарское, далее - при поддержке 266-й стрелковой дивизии заняли Иверское, а с помощью 61-й стрелковой дивизии – Новоиверское. 5-я гвардейская мотострелковая бригада при поддержке танкового полка освободила Самарские ставки и Степановку.

Проект "Добропольский дизель"
Поездка любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск - Дубово
Данные о существовании линии Красноармейск - Дубово в 30-40-х гг. ХХ в.

Сайт управляется системой uCoz