ДОНБАСС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Железнодорожная инфраструктура Донбасса глазами пассажиров и просто путешественников...
ГЛАВНАЯ
HOME PAGE
ИСТОРИЯ
СХЕМА
ЖД-ЛИНИИ
СТАНЦИИ
РАСПИСАНИЕ
ПРИГОРОДНЫХ
ПОЕЗДОВ

ФОТОГАЛЛЕРЕЯ
РАССКАЗЫ О
ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГАХ
ДОНБАССА

НАШИ ВСТРЕЧИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ВОПРОСЫ
РАЗВИТИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПРОЕКТА

ФОРУМ
"Пост Ворскла"

Транспортный
форум Украины

Обратная связь
ССЫЛКИ
БЫВШАЯ СТАНЦИЯ ОБЛАЧНЫЙ: УТЕРЯННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ  

           С 1957г. Облачный выполнял роль углесборочной станции для передачи грузов на ст.Мерцалово и приёма порожняка с неё, а также «демпфера грузов», движущихся в северном напавлении. С 1962г. выполнял роль трёхпутного разъезда. Историческое название — Разъезд Кутузова № 4. Посёлок станции Облачный ликвидирован в конце 60-х гг. в связи с переселением жителей.

           Окрестности бывшего разъезда, в частности современное с.Рубежное (Снигаровка), являлись в стародавние времена частью Залозного пути, по которому во времена Руси переправляли соль. Во времена Запорожской Сечи здесь был казацкий волок из р.Бык в р.Грузская, и во время строительства второй очереди канала «Днепр – Донбасс» в районе Золотого Колодезя нашли остатки «чаек» гетмана П.Сагайдачного. Село Рубежное возникло на месте сторожевой заставы запорожских козаков конца XVII - начала XVIII вв.

           Земли к востоку от современного Доброполья в XIXв. принадлежали помещикам Карпову, Сыщёву и Енину. Село Анновка возникло в первой половине XIX в.; названо в честь местной помещицы Анны Ениной. Рядом возникли сёла Анненская, Екатериновка, Таврическое. В 70-х гг. XIXв. в селе были открыты залежи каменного угля, а в 80-х гг. началась его разработка для нужд семьи Ениных. После Гражданской войны к Анновке были присоединены ряд окрестных сёл, в результате чего село приняло современные очертания. Первые колхозы в селе были открыты в 1930г. После войны колхозы села были объединены в один – «Завет Ильича» (4,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 4,2 тыс. га пахоты, выращивание зерновых культур, овощей, животноводство, 2 производственные бригады, 7 ферм). Планомерно развивались и окрестные сёла, хотя из некоторых из них местные жители к 70-м гг. были выселены.

           В 30-е гг. открываются школы, в т.ч. на Новомарьевке, в тогдашнем центре сельсовета Кутузовка и на Чернявском (между Кутузовкой и свх.Новый Донбасс, ныне хутор ликвидирован), а в Рубежном - детсад. В советское время село Анновка было радиофицировано. Западнее села в карьере добывали глину. Ныне в Анновке находятся: школа I-III ступеней, Дом культуры, библиотека, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина, почтовое отделение, церковь. В селе находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Освободителям Анновки и местным подпольщикам установлен памятник. В районе Анновки разведаны значительные запасы строительного песка. Из села ходят автобусы до Доброполья, Красноармейска, Белозёрского, Краматорска, Славянска.

           Участок железной дороги от Мерцалово - Легендарная обходит с запада большое село Золотой Колодезь, находящееся в 6 км от остановочного пункта Облачный. Золотой Колодезь основан ок.1680г. беглыми крестьянами возле колодца и сторожевого поста запорожских козаков. Рядом проходил Чумацкий шлях, поэтому изначально хутор назывался Чумацкой Криницей. Ещё до появления здесь поселенцев, в данном районе находилась кузня, где можно было перековать коня и произвести ремонт повозки. Согласно легенде, из криницы пробовал воду царь Пётр I, возвращаясь из Азовского похода, и за отличные вкусовые качества бросил в неё золотую монету, за что криницу прозвали Золотым Колодцем. В эпоху казачества, здесь стояла сторожевая вежа, с которой казаки вели дозор за Залозным, Муравским и Солёным шляхами.

           Земли в районе Золотого Колодезя изначально принадлежали помещику Грязнову, поэтому хутор назывался Грязновка. В 80-х гг. XVIIIв. местные крестьяне попали в личную зависимость к помещику Лёвшину, который вскоре построил возле колодца своё поместье. Хутор получил новое название – Лёвшино. Возле хутора находился источник, который изначально представлял из себя множество родников по балкам, но самый большой извергал такое количество воды, что на него было невозможно установить сруб. В 1800г. в селе открылась Дмитриевская церковь, а позже – церковно-приходская школа. В конце XIXв. открылись земская школа, библиотека и фельдшерский пункт.

           Западнее и севернее села, на левом берегу р.Грузская велась кустарная разработка верхних пластов каменного угля, и карьеры числились действующими до Великой Отечественной войны. Однако, при разработке данного участка месторождения на более глубоких горизонтах, в выработки поступало большое количество воды, которую не успевали откачивать. Данный фактор обусловил возникновение проекта Екатерининской железной дороги подъездного пути к селу от ст.Мерцалово, однако данный порыв не был одобрен Министерством путей сообщения, что затормозило социально-экономическое развитие села. Если в 1915г. в селе проживало 1,17 тыс. жителей (в 1911г. здесь было открыто даже отделение банка), то в 1970г. – 950 жителей. В 50-х гг. были проведены геологические исследования участка, и обнаружено 2 подземных озера, одно из которых сейчас служит источником минеральной воды «Золотой Колодезь», а со второго подаётся питьевая вода в Доброполье, Белозёрское. Село стало исключительно сельскохозяйственным.

           В 1926г. была открыта медамбулатория, а через год – стационар. Первые колхозы в селе были созданы в 1929-1930гг. Между Золотым Колодцем и Нововодяным находился хутор Ляных, на котором в те времена действовал кирпичный завод. В районе Рубежного находился песчаный карьер. В начале 50-х гг. их объединили в один большой колхоз им.XXI Съезда КПСС (2,9 тыс. га сельхозугодий, из них – 2,2 тыс. га пахоты; выращивание пшеницы, производство молока, мяса, садоводство, 2 комплексные и 1 тракторная бригада, 4 фермы, маслоцех, гараж, мастерские по ремонту сельхозтехники). В 60-80-е гг. были построены (в частности – восстановлены) Дом культуры с библиотекой, больница, школа, детсад, дом для музея истории села, АТС, сберкасса и т.д. С 1965г. при сельской школе действовал отряд красных следопытов, занимавшийся краеведением – исследованием истории села в годы Великой Отечественной войны.

           Ведётся промышленная добыча минеральной воды, известной под маркой «Золотой Колодезь» (показания – заболевания желудочно-кишечного тракта) далеко за пределами Украины. Вода поступает на завод минводы в Белозёрском по посеребрённым трубам, длина водовода – 17 км (построен в 1953г., модернизинован – в 1972г.). В советское время в районе села велись проектные и строительные работы по сооружению второй очереди канала «Днепр – Донбасс» и газопровода из Дружковки в Доброполье, однако в годы независимости они были заброшены. В 2008г. в селе был открыт историко-культурный комплекс, в который входят восстановленный сруб колодца, навес, беседка с золотым куполом, деревянные скульптуры воина и Берегини, а также каменная четырёхтонная скульптура Петра I. Из Золотого Колодца можно уехать автобусом в Краматорск, Доброполье – Красноармейск (от остановки у поворота на село на трассе их намного больше) и Дружковку (3 раза в сутки).

           В пору Гражданской войны село Золотой Колодезь стало известным благодаря ожесточённой борьбе отрядов местных крестьян и Донецкой трудовой армии с повстанцами-анархистами в 1920-1921гг. Во время Великой Отечественной войны район Золотого Колодезя, Анновки и окрестностей не раз становился объектом ожесточённой схватки между вооружёнными силами вермахта и советской стороной. Сёла захватывались противником и освобождались советскими войсками 3 раза. Имеются все предпосылки для развития данного направления исторического туризма и военно-патриотического воспистания молодёжи.

           В октябре 1941г. части 15-й стрелковой дивизии 12-й армии, после сдерживающих боёв под Анновкой, оставили данный район. Закрепившись на рубеже р.Северский Донец, советские войска в январе 1942г. перешли в контрнаступление на Доброполье. Части 1-го кавкорпуса (одна стрелковая дивизия, сводные силы кавалерии при поддержке танков) ударили из района Очеретино. Лыжные батальоны 255-й стрелковой дивизии 57-й армии, усиленные батальонами кавалерии из трёх дивизий 1-го кавкорпуса, заняли позиции в районе Нововодяного, Благодати, Лидино, Золотого Колодезя, Анновки. Однако, наступление закончилось неудачно, и подвижной группе Южного фронта пришлось отступить с большими потерями.

           В феврале 1943г. советский 4-й гвардейский танковый корпус (с 9-й гвардейской танковой и 7-й лыжно-стрелковой бригадами) совершил рейд через сектор Золотого Колодезя, Нововодяного, Анновки в район Красноармейского, Доброполья, вытеснив мелкие части 333-й пехотной дивизии противника на правый берег р.Казённый Торец. 13-я гвардейская танковая бригада заняла Анновку, а 9-я гвардейская танковая бригада с 7-й лыжно-стрелковой бригады вели бои между Анновкой и Золотым Колодезем. Позже в район Доброполья советское командование начало стягивать и другие танковые корпусы подвижной оперативной группы: 10-й (авангардную 183-ю танковую бригаду, а затем – остальные подразделения), а затем – 18-й.

           Однако, противник подтянул подкрепление в виде 11-й танковой дивизии и ударил в тыл советской подвижной группе в направлении Нововодяного, Степановки, Александровки. Одновременно, части 7-й танковой дивизии противника и мотодивизии СС «Викинг» вытесняли советские танковые и мотострелковые части из района Красноармейского, Доброполья. Район Золотого Колодезя, Благодати, Лидино входил в полосу обороны 18-го танкового корпуса. Часть сил последнего отказалась отсечённой от основной группы советских войск и окружённой в секторе Золотого Колодезя. При деблокировании отсечённой группы, которой впоследствие удалось выйти из окружения в район Барвенково.

           Вернулись советские войска в данный район лишь в начале сентября 1943г. Район Анновки, Золотого Колодезя и окрестностей были освобождены 266-й (Кутузовка, Рубежное) и 279-й стрелковыми дивизиями (Золотой Колодезь, Анновка, Таврический) 3-й гвардейской армии. В каждом селе, что в окрестностях закрытой станции, имеется братская могила советских воинов.

          Отсутствие крупных промышленных объектов в непосредственной близости к бывшей ст.Облачный обусловило её закрытие в 2006-2007гг., а также указывает на весьма туманные перспективы возобновления станционной работы. Пассажирское сообщение, отменённое в 2009г., интенсивностью не отличалось в связи с относительной удалённостью ближайших к платформе сёл. Первый пригородный поезд Дубово – Мерцалово прошёл здесь в 1962г. В 70-90-е гг. через Облачный проследовали 4-6 пар пригородных и местных поездов; до 1993г. было беспересадочное сообщение с Лозовой (дизель-поезд в 1990г., например, отправлялся в 19:11) и Курахово, Донецком, Иловайском (в 1990г. дизель-поезд отправлялся в 3:07, однако в начале 80-х гг. он обходил станцию по шахтной ветке Легендарная – Доброполье). Летом 1996г., перед началом массовых отмен пригородных поездов, расписание пригородных поездов по ст.Облачный соответствовало приведенному в таблице 1.

СООБЩЕНИЕПрибытиеОтправление Примечание
6519/0 Дубово – Красноармейск 00:3400:35 ежедневно
6403/4Дубово – Красноармейск 04:4404:45 ежедневно
6513/4Красноармейск - Дубово 07:1507:16 ежедневно
6405/6Легендарная – Красноармейск 09:0409:05 ежедневно
6515/6Дубово – Мерцалово 11:4111:42 ежедневно
6410-уМерцалово – Легендарная 12:4012:41 будни
6411/2Легендарная – Красноармейск 14:2714:29 будни
6413/4Красноармейск – Дубово 16:4016:41 ежедневно
6517/8Красноармейск – Дубово 19:3019:31 ежедневно
6417/8Легендарная – Красноармейск 21:0121:02 ежедневно
6401/2Красноармейск – Дубово по требованию21:13 ежедневно

Примечания. Пригородные поезда № 6519/6520, 6403/6404, 6413/6414, 6517/6518, 6417/1418 и 6401/6402 курсировали в составе 2 пассажирских вагонов ВЧД Красноармейск под тепловозом ЧМЭ3 Красноармейского локомотивного депо. Пригородные поезда № 6514/6514 курсировали в составе 2 пассажирских вагонов и 1 багажного вагона с хлеборазвозкой назначения Дубово, а также 1 прицепного пассажирского вагона до Легендарной ВЧД Красноармейск под тепловозом ЧМЭ3 Красноармейского локомотивного депо. Пригородные поезда № 6515/6516, 6410-у и 6411/6412 курсировали в составе 2 пассажирских и 1 багажного вагона с хлеборазвозкой ВЧД Красноармейск под тепловозом ЧМЭ3 Красноармейского локомотивного депо. Пригородные поезда № 6405/6406 курсировали в составе 1 пассажирского вагона ВЧД Красноармейск под тепловозом ЧМЭ3 Красноармейского локомотивного депо или ст.Доброполье. Пригородный поезд 6519/6520 по прибытии в Красноармейск после продолжительной (1ч. 25 мин.) стоянки следовал до ст.Кураховка. В выходные дни, а также во время школьных каникул пригородные поезда № 6515/6516 следовали до ст.Красноармейск, а № 6410-у, 6411/6412 отменялись.

           Перспективы восстановления пассажирского сообщения в направлении Красноармейск – Дубово имеются, однако окончательное решение Донецкой железной дороги о реанимации пассажирского сообщения или перевода направления в категорию ведомственных железных дорог, подъездных путей зависит от многих факторов. Во-первых, требуется ремонт, либо комплексное оздоровление пути на участке Мерцалово – Дубово. Комплексное оздоровление пути здесь не проводилось с 2001г., когда рассматривалась перспектива создания на направлении Красноармейск – Дубово грузового хода харьковско-киевского направления. За истёкшее время путь пришёл в негодность (срок службы деревянной шпалы составляет 8 лет, и по-видимому, одной из причин сворачивания пассажирского сообщения здесь – не соблюдение условий безопасной перевозки пассажиров), деревянные шпалы прогнили, частично подгорели из-за умышленных поджогов стерни. Непосредственно перед закрытием пассажирского сообщения, на участке Мерцалово – Дубово ходовая скорость составов не превышала 20-25 км/ч.

           Во-вторых, при нынешнем формате сотрудничества железной дороги, государственной власти и органов местного самоуправления, когда власти не покрывают убыточность пассажирских перевозок, а железная дорога массово сворачивает пассажирское сообщение, восстановление последней регулярного курсирования пригородных поездов через ст.Облачный невозможно. Однако, предлагаемая железнодорожниками новая схема сотрудничества, когда все финансовые вопросы пригородного железнодорожного сообщения ложатся на местные и региональные власти, также недопустима, поскольку не учитывает многих факторов. Касательно направления Красноармейск – Дубово, неясно, кто должен финансировать оздоровление или ремонт верхнего строения пути на участке Мерцалово – Дубово, заброшенного 10 лет назад Донецкой железной дорогой. Непонятно, кто будет отвечать за нерациональный график движения поездов, т.к. заказчиком пассажирского сообщения будет местная власть, а организатором и владельцем подвижного состава – железная дорога.

           Возможно, с ввежением в обращение на направлении Красноармейск – Дубово рельсовых автобусов, пригородное сообщение здесь будет восстановлено, однако окончательное решение – за Донецкой железной дорогой. В том числе, дальнейшее развитие ситуации зависит от решения железной дороги о демонтаже верхнего строения на самом северном участке направления – Золотые Пруды – Дубово, о котором разговоры ведутся с 2009г.

           В плане грузоперевозок, направление более чем перспективно. За последние 5 лет органы государственной и региональной власти признали перспективными проекты шахт «Добропольская-Капитальная» (строилась в 1993-1997гг., но в связи с недофинансированием была законсервирована) и «Самарская-Капитальная». Шахта «Пионер», Легендарненский элеватор и Золотопрудская нефтебаза, в соответствии с отгрузкой и потреблением которых формируется сборный грузовой поезд (1 пара в сутки) Красноармейск – Золотые Пруды, - последний регулярный, оставшийся на участке Мерцалово – Дубово, не имеют перспективы сворачивания производства, а значит, в худшем случае, участок Мерцалово – Золотые Пруды будет существовать в качестве подъездного пути. Если же начнётся разработка Новобахметьевского участка угольного месторождения, над которым расположен перегон Золотые Пруды – Дубово, то направление останется сквозным грузовым, как проектировалось ещё в советское время, и тотальный ремонт пути на нём неизбежен.

           Что касается отгрузки промышленных предприятий на ст.Облачный, то здесь вопрос сложный. На территории Анновского сельсовета разрабатываются запасы строительного песка, но последний может отвозиться автотранспортом на производственную базу в Мерцалово, например. Производственная база принаждежит ЗАО «Глины Донбасса», - одному из участнику промышленной разработки огнеупорных глин в районе Октябрьского. При благоприятных условиях, может возникнуть необходимость (и соответствующая инициатива бизнес-структур) соединения участка Мерцалово – Легендарная с подъездными путями Дружковского рудоуправления связкой протяжённостью 20-25 км с примыканием к бывшей ст.Облачный. Кроме того, при благоприятных условиях, возможно расположение на ст.Облачный производственных комплексов и складов местных предприятий АПК, которых в Анновке, Нововодяном, Золотом Колодезе и окрестностях насчитывается 2,5 десятка. Конечно, с предоставлением аграриям, по крайней мере, налоговых каникул.

           Вывод. Отсутствие рейсового пассажирского железнодорожного транспорта отрезало жителей сёл Кутузовка, Рубежное от надёжной связи с внешним миром. Восстановление пассажирского сообщения, если оно состоится, ускорит социально-экономическое развитие сёл вокруг ст.Облачный, а также будет способствовать развитию туризма (сельского, исторического) в этих местах. Залог успешного преломления ситуации к лучшему – эффективное сотрудничество железной дороги с местными и региональными властями.

Проект "Добропольский дизель"
Поездка любителей ЖД в хозяйственном поезде Красноармейск - Дубово
Данные о существовании линии Красноармейск - Дубово в 30-40-х гг. ХХ в.

Сайт управляется системой uCoz